Введение
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Налоги- категория прежде всего экономическая. Для того, чтоб налоги могли регулировать экономику страны, необходимо сделать смещение социально- политических акцентов на предпринимателя и предпринимательство, а так же на создание стабильной налоговой системы.
И такая тенденция прослеживается в последние годы, о чем свидетельствует увеличивающая количество граждан занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
И по этому тема данной работы носит актуальный характер.
Также выбор темы обусловлен тем, что налоговые органы очень часто сталкиваются с проблемами налоговой неграмотности. Многие беды предпринимателей как правило зачастую происходят от незнания законов, соответствующих норм, нарушение которых влечет на только административную ответственность, но и грозит крахом бизнеса. Данная работа также призвана помочь предпринимателю выбрать наиболее оптимальную, наиболее подходящую для его вида деятельности систему налогообложения.
Цель данной работы – рассмотреть типы систем налогообложения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же виды налогов, плательщиками которых они являются. Изучить специфику предпринимательской деятельности выявить особенности в налогообложении, которая присуща лишь деятельности, предпринимателя без образования юридического лица.
Также цель данной работы преследовала анализ систем налогообложения граждан с учетом специфики нашего региона и Ульяновской области.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение налогов.
2. Четко определить их функции.
3. Классифицировать налоги по их видам.
4. Сформулировать основные положения по ведению бухгалтерского учета и представлению налоговой отчетности предпринимателя.
5. Рассмотреть виды систем налогообложения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
6. На примере ИП Иванова И.И. рассмотреть учет налоговых платежей.
Теоретическую основу этой выпускной работы составили:
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.01.2000 г.).
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 107-ФЗ.
Федеральный закон «О бухгалтером учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ.
Федеральный закон от 05.08 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налоговый сборах.»
Федеральный закон от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации.»
Закон РФ от 27.12.91 г. 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 05.08.2000 г.).
Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148 « О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ред. от 31.01.99 г.).
Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 31.07.98 г.).
Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Закон Ульяновской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области" (с изменениями от 31 августа 1999 г., 30 мая, 28 августа 2000 г., 27 фев. 2001 г.)
Практической основой выпускной работы явились данные по бухгалтерскому учету и налоговой отчетности ИП Иванова И.И., занимающегося оптово- розничной торговлей через магазин. Так же в работе использовались данные компьютерной обработки информации, оcуществляемые отделом учета и отчетности инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Ульяновска.
Единый социальный налог
С 1 января 2001 года главой 24 НК РФ в Российской Федерации введен единый социальный налог (взнос) (далее - ЕСН), зачисляемый в государ¬ственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федера¬ции (ПФРФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССРФ) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМСРФ) (далее - фонды)- и предназначенный для мобили¬зации средств для реализации права граждан на государственное пенси¬онное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
С этого момента времени контроль за правильностью исчисления, пол¬нотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками ЕСН признаются практически все категории ра¬ботодателей, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, -занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
-физические лица.
Налогоплательщиками ЕСН также признаются индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель в процессе сво¬ей деятельности использует труд наемных работников, то он признается отдельным плательщиком ЕСН и как работодатель (по начисляемым в пользу наемных работников выплатам) и как индивидуальный предприни¬матель (по доходам от предпринимательской деятельности).
В соответствии с п. 3 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели по доходам от предпринимательской деятельности, независимо от исполь¬зуемой ими системы налогообложения, не уплачивают ЕСН в части суммы, зачисляемой в ФССРФ. Если же индивидуальный предприниматель являет¬ся работодателем то ЕСН уплачивается по всем основаниям предусмот¬ренным для работодателей, включая суммы, зачисляемые в ФССРФ.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I, II.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, II.
4. Федеральный Закон от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ.
6. Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от29.12.1995г. №222-ФЗ.
7. Федеральный Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.1998г. №148-ФЗ.
8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части I и II. Под редакцией: Р.Ф.Захаровой и С.В.Земляченко. М., 2001.
9. Комментарий к Федеральному Закону «О бухгалтерском учете»,М.:1999г.
10. Волгин В.В. Индивидуальный бизнес: Практическое пособие. М.:Издательство «Ось-89», 2001.
11. Джаарбеков С.М., Старостин С.Н. Справочник бухгалтера-2001.М.: МЦФЭР,2001.
12. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. М.:СЕАН-ИЗДАТ, 2001.
13. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. М.:2000.
14. Ильичева М.Ю. Предприниматель без образования юридического лица .Практическое пособие. М.:2001.
15. Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица.М.: Издательство «Ось-89», 2001.
16. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001.
17. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.; 1998.
18. Ответы на вопросы: НДС, налог с продаж и др.// Российский налоговый курьер. 1999.№ 9.
19. Савицкая Ю.С. Новая глава НК: единый налог на вмененный доход // Ульяновский бухгалтер. 2002. №9.
20. Порядок предоставления льгот по НДС // Консультант.2001. №18.