ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Актуальность темы обуславливается тем, что финансовая деятельность государства, это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. И, несомненно, данная отрасль напрямую влияет на финансирование бюджетных организаций, т.к. они являются неотъемлемой частью государства. Поэтому тема, выбранная нами для исследования, является весьма актуальной на сегодняшний день.
Бюджетные организации — одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.
В бюджетную систему государства мобилизуется более полови¬ны финансовых ресурсов создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.
Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет раз¬личные социальные функции. Поэтому от величины средств, пре¬доставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эф¬фективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.
Целью исследования выбранной темы является характеристика проблем финансирования бюджетных учреждений, прогноз разрешения их в будущем.
Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:
- рассмотреть понятие бюджетной организации и виды бюджетных организаций;
-выявить особенности финансов бюджетных организаций, источники их формирования;
- определить особенности финансирования бюджетных организаций на примере образовательных учреждений;
- проанализировать проблемы финансирования бюджетных учреждений.
В работе нами были различные источники: учебная, специальная литература, статьи из журналов, монографии и публикации.
2.3.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
В 2004 г. комплекс федеральных целевых программ (ФЦП), финансируемых из федерального бюджета, государственным заказчиком которых выступает Министерство образования Рос¬сийской Федерации, включал восемь программ с общим объе¬мом финансирования почти 3 млрд. рубал. (табл. 3.7).
В принципе, федеральные целевые программы должны формироваться для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой иерархической структуре.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, отвечающее за формирование перечня федеральных целевых программ и осуществляющее методическое руководство их подготовкой, считает, что федеральные целевые программы создаются для решения конкретных задач. Для выполнения каких-либо межотраслевых комплексных функций, носящих долговременный характер, достаточно межведомственных программ .
В целом критерии формирования перечня федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу, по мнению Минэкономразвития России!, выглядят следующим образом .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля 2006 г.)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля 2006 г.). Статья 70. Расходы бюджетных учреждений
4. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". Статья 30
5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г.). Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (ст.ст. 13 - 14)
6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Глава IV. Финансирование и обеспечение деятельности военных судов и Военной коллегии (ст.ст. 32 - 38)
7. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г.). Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.). Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности службы судебных приставов
9. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп. от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г.). Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)
11. Письмо Минфина РФ от 28 марта 2005 г. N 12-07-01 "О финансировании расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности"
12. Письмо Минфина РФ от 15 октября 2003 г. N 04-02-05/3/82 "О налогообложении бюджетных учреждений в части доходов, получаемых от оказания платных услуг"
13. Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.)
14. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы"
15. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.). IV. Медицинская помощь, предоставляемая за счет средств бюджетов всех уровней
16. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"
17. Приказ Минфина РФ от 21 декабря 2005 г. N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
18. Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г. Подробнее: Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования? Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.
19. Аванесов В.С. Образовательные стратегии российского государства // Доклад на V международной научной конференции
Россия: тенденции и перспективы развития
ИНИОН РАН, 9-10 декабря 2004г
20. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 году: Стат. сборник. М.: Институт развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2001.
21. Аюшиев А.Д. Развитие системы финансирования лечебно-профилактических учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 18, сентябрь 2005 г.
22. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ ВШЭ, 2002. (Библиотека развития образования).
23. Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2005 г.. Статья 70. Расходы бюджетных учреждений
24. Вартанян Ф.Е., Рожецкая С.В. Влияние экономических параметров на развитие здравоохранения США // Здравоохранение. 2004. N 10.
25. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К.. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2003
26. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. справочник. М.: НИИВО, 2001.
27. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. 2000/2001 учебный год / Министерство образования Российской Федерации, Управление экономики. М., 2001.
28. Деятельность муниципального здравоохранения по итогам 2003 г.: Сборник. Департамент здравоохранения Комитета по делам горожан администрации гЧебоксары. Чебоксары, 2004. 74 с.
29. Игнатюк Н.А., Волков В.И., Мурыгина Т.П. Комментарий к Федеральному закону "О статусе наукограда Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2003 г..
30. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина. – М.: "Экар", 2002 г.
31. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
32. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / под ред. В.И.Радченко - М.: Издательство Норма, 2003 г..
33. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
34. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 2005.
35. Отчет о деятельности муниципального здравоохранения по итогам 2004 г.: Сборник. Департамент здравоохранения Комитета по делам горожан администрации г. Чебоксары Чебоксары, 2005. 80 с.
36. Плешанов А.В., Симпсон Д. Концепция реформы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: анализ, структура и приоритеты // Здравоохранение. 2002, N 11.
37. Повышение эффективности управления в российских вузах: Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2001.
38. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 2004 г.
39. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.. Комментарий к статье 124
40. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. Проект / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. М., 2003(сентябрь).
41. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник. М.: Гос¬комстат России, 2005.
42. Симоненко А.М. Совершенствование правового регулирования финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, N 1, I квартал 2005 г.
43. Тихомиров А.В. Отечественная организация здравоохранения: реформа идеологии // Менеджер здравоохранения", N 8, август 2005 г.
44. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г.. Социальные проблемы вузовской науки // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 76-81
45. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003
46. Шишкин С.В. Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства // Экономика здравоохранения. 2000. N 8(47).
47. Щетинин В.П., Хроменков НА., Рябушкин Б.С. Экономика образования: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 2004.
48. СПС Гарант Максимум 18.03.2006