Введение:
В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвоз-вратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социаль-но-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет фи-нансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой ха-рактер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при усло-вии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существова-ло также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобре-тение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как осно-вание и расширение производства.
Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение потребно-сти в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предпри-ятия. То есть финансирование предприятия – это все необходимые мероприя-тия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финанси-рованию также относят возврат заемных средств.
В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план.
В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы предприятий. Финансы предприятий являются важнейшим элементом хозяйственного меха-низма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых эконо-мических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругообо-рота средств предприятий.
Бюджетные учреждения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями производство было привязано к государству, к господствующей системе. Про-изводство было нацелено на воспроизводство антирыночной экономики, анти-демократической системы, где нет свободного человека.
Бюджетные учреждения не могут жить в современных условиях без под-держки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовле-творяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспече-ние текущей деятельности учреждений.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы. Целью
Глава 3:
Организация работы по этой модели требует предельной четкости, но при этом нет необходимости в большой экономии часов: воспитатели имеют воз-можность проводить занятия в свое рабочее время (если они работают во вто-рую смену) или перерабатывать максимум 1-2 часа.
Модель 3 (организация групп выходного дня).
Эта модель не представляет особых трудностей. Такая группа может ока-заться востребованной и родителями тех детей, которые ходят в детский сад на постоянной основе. Однако необходимо, чтобы сотрудники ДОУ были заинте-ресованы в том, чтобы выходить на работу в выходной день. Поэтому важно предусмотреть дополнительное материальное стимулирование помимо оплаты рабочих часов.
Модель 4 (адаптационные группы кратковременного пребывания детей).
Организация таких групп требует специально оборудованного помещения. Желательно, чтобы с детьми работали те педагоги, которые в дальнейшем бу-дут их воспитывать и обучать в обычной группе. Практика показала: до 85% детей после посещения адаптационных групп переходят в постоянно дейст-вующие группы детского сада.
Модель 5 (организация семейных групп кратковременного пребывания де-тей).
Работу таких групп лучше всего организовывать в специально оборудо-ванных – так называемых семейных комнатах. Важно, чтобы здесь каждый мог найти себе занятие. Поэтому нужно предусмотреть материалы, игрушки и по-собия не только для детей, их старших братьев и сестер, но и для родителей. Важна и совместная деятельность детей и взрослых, в результате которой воз-никает особый микроклимат, способствующий более быстрой адаптации ре-бенка к условиям ДОУ, а воспитатель воспринимается детьми как член семьи, а не как чужой.
Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.
Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгал-терского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.
Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Опе-ративную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управ-ленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.
"Директ-костинг" представляет собой способ сбора информации, необхо-димой для управленческого анализа.
Заметим, что информацию, собранную в системе "директ-костинг", со-гласно международным стандартам финансовой отчетности, нельзя использо-вать в финансовом учете. С ее помощью нельзя составить внешнюю финансо-вую отчетность.
Говоря точнее, "директ-костинг" - это способ определения себестоимости. Причем в отличие от отечественного калькулирования планируются и учиты-ваются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Оставшуюся же часть издержек - постоянные расходы - в калькуляцию не включают. Их отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в конце от-четного периода списывают на финансовые результаты и учитывают при расче-те прибылей и убытков за отчетный период.
Поэтому когда из выручки от реализации продукции вычитают перемен-ную себестоимость, рассчитанную способом "директ-костинг", полученная в результате величина будет содержать не только прибыль, но и постоянные за-траты организации. Эта разность называется маржинальным доходом (далее - Мд).
В виде формулы эта величина выражается так:
Мд = выр - Сперем = пр + Спост, (5)
где выр - выручка; Сперем и Спост - переменная и постоянная части себе-стоимости; а пр - прибыль от образовательной деятельности.
Поскольку по этой величине можно судить о том, насколько прибыльно работает организация (прибыльно, если маржинальный доход не только покры-вает, но и превышает постоянные издержки), ее еще называют суммой покры-тия.
А теперь рассмотрим, как на практике можно решить некоторые вопросы управленческого учета при помощи "директ-костинга".
Допустим, что в 2005 году ДОУ планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А рассчитана на 2000 часов в течение двух лет. Программа Б рассчитана на 240 часов. По программе А пла-нируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.
А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажет-ся более рентабельной, а проще говоря, выгодной для ДОУ.
Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.
Заключение:
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятиле-тиями дошкольные учреждения были привязаны к государству, к господ-ствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные про-блемы работников дошкольных учреждений.
В современных условиях дошкольные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. ДОУ начали переход на гибкие системы обучения. Однако ДОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны госу-дарства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности до-школьных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности ДОУ. У дошкольных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового обору-дования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образова-ния, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути преж-ней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентиру-ются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образо-вательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы об-разовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Хозяйственная деятельность ДОУ в УР пополняет финансовые средства за счет:
оказания платных услуг населению;
оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.
Эти средства, используемые ДОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.
Прочие источники дополнительного финансирования ДОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.
Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджет-ных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по фи-нансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
На сегодняшний день разработка эффективной системы бюджетных отно-шений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюд-жетной реформы. В настоящее время у субъектов федерации появилось больше прав в бюджетно-финансовых вопросах, в то время как на уровне местного са-моуправления возрастают в основном обязанности и возлагаемые на них функ-ции.
Платные образовательные услуги оказывают практически все образова-тельные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы. В дипломной работе рассмотрены основные модели дополнительных платных услуг в дошкольных детских учреждениях.
Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.
Рассчитать все это можно на основе полного и документального бухгал-терского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.
Но, к сожалению, назвать оперативными эти сведения будет нельзя. Опе-ративную же информацию можно получить с помощью бухгалтерского управ-ленческого учета, где игнорируется принцип документальной обоснованности, а основное внимание уделяется прогнозу.
Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисци-плина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслу-живания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ас-сигнований определяется кодом бюджетной классификации.
В качестве примера мы провели сравнение стоимости мягких игрушек, за-купаемых ДОУ у ООО «МаКсснаб».