России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.*
Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Наконец, российская система бухгалтерского учета едва получила законченное оформление в законодательстве, принят закон о бухгалтерском учете и отчетности, но нет единых методологических основ, на которых базировалось бы регулирование учета.
Естественной основой учета являются исходные документы, на основе которых делаются записи в учетных регистрах. В России обязательность своевременного оформления исходных документов зафиксировано как одно из правил ведения бухгалтерского учета: “Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.” (Положение по бухгалтерскому учету.Учетная политика организации.(ПБУ1/98)Утв.Мин.финансов РФ от 09 12 1998 г № 60Н ст.7) Уровень регулирования в области документооборота едва ли не больший чем в области собственно бухгалтерского учета. Регулируется буквально все: существуют типовые формы большинства используемых документов, а для документов, типовых форм которых нет, имеется подробный список обязательных реквизитов: “наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. “ (Положение по бухгалтерскому учету.Учетная политика организации.(ПБУ 1/98) Утв.Мин.финансов РФ от 09 12 98 г № 60н ст,7)
Отступления от унифицированных типовых форм документов, если они существуют, не допускаются.
Документами должны оформляться все операции, находящие отражение в учетных регистрах, причем они должны создаваться перед самой хозяйственной операцией или, если это невозможно, сразу после ее завершения. Определяется порядок заполнения документов - в них не должно быть пропусков (если информация отсутствует то ставиться прочерк), все исправления производятся определенным способом, в некоторых видах документов исправления вообще не допускаются.
Сроки хранения документов тоже регламентируются и составляют от 3 лет (по большинству первичных документов) до 75 лет (в некоторых случаях по расчетным ведомостям) (Перечень типовых документов,образующихвдеятельностигоскомитетов,министерств,ведомств и других учреждений,организаций ,предприятий,с указанием сроков хранения,статьи 303-304). Более того, регламентируется даже порядок хранения документов в зависимости от их вида: временные документы должны храниться отдельно от постоянных, копии от оригиналов, некоторые документы должны храниться в подшитых папках по описи, некоторые могут храниться в просто папках. Интересно, что вся эта регламентация направлена не на государственные организации и учреждения, где государство является хозяином, а еще и на коммерческие предприятия, где соблюдение предписанного порядка не только иногда влечет за собой издержки на его выполнение, но создает и дополнительные издержки, когда эти предписания находятся в противоречии с обычаями хозяйственного оборота данной организации. Возникает проблема - какие документы оформлять - пригодные для данной организации или те, которые требуются государством.
1. Федеральный Закон “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ. Утвержден приказом Министерства .финансов РФ от 21.11.96г.
2. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ-6/97) Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 03.09.97 г.№ 65 Н
3. Положение по бухгалтерскому учету, Учетная политика организации (ПБУ 1/98 ) Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09,12,98 г. № 60 Н
4. Положение по бухгалтерскому учету . Учет материально – производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом Министерства финансов от 15.06.98 г.№ 25 Н.
5. Положение по бухгалтерскому учету . События после отчетной даты (ПБУ 7/98) Утверждено приказом Министерства финансов от 25.11.98.г. № 56Н.
6. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной деятельности. Утверждено приказом Министерства финансов от 25.11.1998 г. № 57Н.
7. Распоряжение правительства РФ “О плане внедрения положений(стандартов ) бухгалтерского учета в практику”.
8. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.Утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.98г.№283..
9. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.07.98. № 33Н.