Введение:
Система ведения бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
В начале 90-х годов Россия стала активно развивать международные экономические связи, стремиться войти в мирохозяйственные финансовые институты и мировую рыночную экономическую систему. Это привело к тому, что система бухгалтерского учета, ее формы и методы, сложившиеся в условиях централизованного планирования и управления, перестали отвечать условиям складывающегося рыночного хозяйства.
Интеграция экономики России в мировое хозяйство и появление хозяйствующих субъектов и совместной с нерезидентами формой собственности, инвестированием свободных капиталов в экономику, как своей страны, так и зарубежных государств возникла необходимость адаптации и трансформации российской системы бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам, разработки единых подходов к формированию экономических показателей, которые точно отражали бы состояние дел в народном хозяйстве, а также финансовое положение и результаты производственно-коммерческой деятельности корпораций, предприятий и организаций различных форм собственности.
Долгие годы во многих развитых странах мира существовала двойная бухгалтерия, которая велась практически на каждом предприятии в соответствии со сложившимися в данной стране традициями, вкусами и привычками их владельцев. По мере изменения экономических отношений и совершенствования средств производства, развития рыночного хозяйства государственные фискальные органы стали предъявлять определенные требования к создаваемой системе учета и построению финансовой отчетности, составу и содержанию используемых для целей налогообложения отчетных данных.
Однако в рыночной экономике с развитием корпоративных форм собственности не только государственные органы заинтересованы в получении четких и достоверных отчетных данных о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующих субъектов за определенный период. Такими заинтересованными пользователями отчетности стали, прежде всего акционеры предприятий и корпораций, кредитующие банки и инвестиционные фонды, поставщики комплектующих материалов и сырья, покупатели готовой продукции, страховые компании и другие.
Изменение в России экономических отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации российской системы бухгалтерского учета. Новая система бухгалтерского учета, разрабатываемые новые правила, нормы постановки и ее внедрение должны создать комплекс элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающий благоприятный климат для приобщения российских хозяйствующих субъектов к международным рынкам капиталов, частным инвесторам, в том числе иностранным. Одновременно эта система будет содействовать открытости нашей страны и росту доверия между Россией и остальным миром.
Глава 3:
На улучшение достигнутого ФГУП «Милашино» значения показателя рентабельности на 1 июля 2003 г. по сравнению с этим же показателем по состоянию на 1 апреля 2003 г. на 3% оказало влияние пять факторов:
1) вывод из состава основных средств активов социальной сфе¬ры;
2) вывод из состава основных средств косвенного актива;
3) переоценка основных средств по текущей рыночной стоимо¬сти с учетом расходов на продажу. В результате величина до¬бавочного капитала и основных средств уменьшилась на 2055 тыс. руб.;
4) вывод из состава внеоборотных активов автотранспорта (не¬профильные активы);
5) поступление основных средств промышленно-производственного назначения по договору лизинга.
Изменения в элементах информации, характеризующих из¬менение финансового положения, неизменно приводят к изме¬нениям во вторичных элементах информации (доходах и расхо¬дах) (Приложение 10) и вторичных показателях экономической эффективности (прибыли, рентабельности авансированного ка¬питала).
После проведения сравнительного анализа элементов информации, ха¬рактеризующих финансовое положение и результаты деятельно¬сти по данным отчетности ФГУП «Милашино» можно сделать следующие выводы.
Предложена последовательность процедур по определению достигнутых величин показателей экономической эффективно¬сти деятельности ФГУП по качественно иным активам, капита¬лу, обязательствам, доходам и расходам, вследствие использова¬ния концепции формирования бухгалтерской финансовой отчетности в экономике переходного периода. Установлено:
1) оценка основных средств российских организаций по балансу завышена, а значит, завышена и величина активов;
2) показатель рентабельности авансированного капитала либо не актуален, вследствие убыточности большинства российских предприятий, либо занижен;
3) необходимо включить в форму 2 и начать рассчитывать ут¬вержденные правительством показатели экономической эф¬фективности не только федеральными государственными унитарными предприятиями и открытыми акционерными обществами, но и любыми другими коммерческими органи¬зациями, включая показатель эффективности авансированно¬го капитала - рентабельность авансированного капитала. Инвестора в первую очередь интересует доходность на вло¬женный капитал. Введение в отчетность именно показателя рентабельности авансированного капитала может способст¬вовать стремлению субъектов экономики переходного периода осуществлять бизнес с целью получения прибыли, а не финансового результата. В этом принципиальное отличие российской экономики от рыночной и российского учета от международного учета.
Показатели экономической эффективности ФГУП по экономической сути те же, что и для открытых акционерных обществ (ОАО). Поэтому предложенную методику подготовки отчета о прибылях и убытках можно применять в ФГУП и в ОАО.
Заключение:
По¬требность в формировании системы финансовой информации для внешних пользователей, основную долю среди которых со¬ставляют инвесторы, возникла в первой половине XX в.
Для формирования финансовой информации в виде финансо¬вой отчетности компаний для внешних пользователей необходи¬мо было разработать правила ее формирования и представления. Формулирование этих правил и привело к возникновению кон¬цепции формирования финансовой информации в виде финансо¬вой отчетности. Однако формирование финансовой отчетности различается в разных странах. Само назначение концепции при формировании финансовой отчетности не всегда трактуется од¬нозначно российскими специалистами по бухгалтерскому учету. Так, в США Положения о концепциях финансового учета отра¬жают концептуальные основы стандартов (ГААП США), но сами стандартами не являются. В системе МСФО также выделен кон¬цептуальный уровень в разделе «Принципы подготовки и пред¬ставления финансовой отчетности». А в российской системе формирования бухгалтерской отчетности организаций концептуальный уровень формирования финансовой отчетности не выде¬лен. В системе МСФО концептуальные положения используются для составления национальной отчетности в формате МСФО. IAS (International Accounting Standards) — международные стан¬дарты финансовой отчетности, а не бухгалтерского учета. Это подчеркивает наличие в составе системы Международных стан¬дартов финансовой отчетности раздела «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности». Таким образом, финан¬совая отчетность, сформированная по национальным правилам, при ее трансформации в финансовую отчетность по МСФО, тре¬бует изменений учетных данных по базовым правилам, закреп¬ленным в разделе «Принципы подготовки и представления фи¬нансовой отчетности».
Экономическая сущность современных концепций финансо¬вого учета и финансовой отчетности определяется их целью и экономическими условиями, в которых они применяются. Система МСФО предназначе¬на для предоставления прозрачной и полезной информации об участниках рынка и совершаемых ими сделках в условиях ор¬ганизованного рынка. Рынки сами по себе не могут обеспечи¬вать достаточный уровень раскрытия информации о финансо¬вом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъектов рынка. Следовательно, цель формирования финансовой отчетности по МСФО не может быть достигнута.
Осуществляемое в России реформирование системы бухгал¬терского учета началось с принятия Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России в 1997 г., которая не являет¬ся нормативным документом по бухгалтерскому учету. В то же время экономика России не является рыночной, так как не отве¬чает принципам рыночной экономики.
МСФО предназначены для отражения прибы¬ли, так как показатель уровня прибыли (рентабельность — один из принципов рыночной экономики) и реальная стоимость акти¬вов компании и бизнеса в целом представляют интерес для инве¬стора. В российских нормативных доку¬ментах не даны определения «активов», «капитала» и «обяза¬тельств» как элементам информации о финансовом положении, результатах деятельности организаций; отсутствуют концепции капитала и поддержания капитала. Реальная стоимость активов российских компаний завышена по сравнению с их оценкой по МСФО.