отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами. Выработка корпоративной стратегии – жизненно важная проблема для организации, эта проблема решается в ходе стратегического управления корпорацией.
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Необходимость стратегического управления в российских условиях объясняется следующими причинами. Во-первых, за последние десять лет радикально изменилась среда, в которой действуют отечественные организации. Неустойчивое экономическое положение многих организаций связано с отсутствием у большинства руководителей глубоких экономич6еских знаний, управленческих навыков и опыта работы в условиях конкуренции, необходимостью приспособления организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Во-вторых, уход от централизованного планирования, приватизация и весь ход экономических преобразований в России требуют от руководителей умения предвидения, формулирования стратегии, определения достоинств и конкурентных преимуществ, ликвидации стратегических угроз и опасностей, т. е. использование всех инструментов стратегического управления. В-третьих, применение идей и принципов стратегического управления, необходимость изменений в системе управления актуальны не только для крупных компаний, с которыми было связано появление стратегического управления, но и для средних и даже малых предприятий.
Этими положениями и обосновывается актуальность темы этой дипломной работы.
При всей практической значимости стратегического управления для российских предприятий теоретически эта проблема в отечественной литературе разработана недостаточно. Большинство учебников, монографий, статей, использованных в настоящей дипломной работе – это иностранные публикации. Отечественные авторы если и уделяют внимание вопросам стратегического менеджмента, то лишь в виде обобщенных учебников, основой для которых служат переводные издания. И эти учебники по стратегическому менеджменту написаны в основном, без учета российской специфики управления, российских условий работы организаций, без учета особенностей российского менталитета.
Поэтому в настоящей дипломной работе мы попытаемся не просто обобщить имеющиеся теоретические представления о стратегическом менеджменте организации, но и выявить специфические особенности стратегического управления организацией в современных российских условиях. Это и будет основной целью работы.
Для достижения вышеобозначенной цели в ходе работы необходимо решить ряд конкретных задач:
Рассмотреть понятия «стратегия» и «стратегическое управление», раскрыть их содержание
Определить место и роль стратегического менеджмента в функционировании современной организации, дать характеристику основным видам и типам стратегий управления
Выявить особенности разработки стратегического менеджмента в российских организациях с учетом условий переходной экономики в общих чертах
Рассмотреть на конкретном• разработка и внесение в органы законодательной и исполнительной власти предложений, направленных на повышение эффективности работы организаций и предприятий различных форм собственности в рыночных условиях;
• представление интересов Членов Ассоциации в органах власти и государственного управления;
• создание широких кооперационных связей предприятий промышленности и эффективных сбытовых сетей для продвижения товаров предприятий в регионах;
• концентрация и объединение интеллектуальных, финансовых, организационных и других ресурсов Членов Ассоциации для реализации поставленных целей;
• организация региональных центров маркетинга и менеджмента;
• поддержка мелкого и среднего бизнеса;
• межотраслевое и «межсубъектное» перераспределение затрат и эффектов с помощью инструментов рынка ценных бумаг, долгового, страхового рынка, рынка недвижимости, рынка земли, таких инструментов, как лизинг, аренда, взаимные участия, ипотека и др.;
• координация межотраслевых финансовых связей, комплексное решение проблемы межотраслевых расчетов, клиринг;
• создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизмов и инструментов, призванных обеспечить развитие промышленности, концентрация информационных «активов», оборот информации;
• анализ законодательной базы и выработка рекомендаций по ее корректировке по направлениям, соответствующим деятельности Ассоциации;
• работа по созданию банков данных и информационных систем, содействующих повышению эффективности работы Членов Ассоциации;
• организация собственной web-страницы и представление интересов членов Ассоциации в глобальной сети Internet;
• сотрудничество с организациями – членами МАСС, а также с другими российскими и международными организациями;
• организация редакционно-издательской деятельности, в том числе по выпуску периодических изданий, информационно-рекламных материалов, научно-популярной и другой литературы;
• организация выставок и ярмарок, проведение конференций, семинаров и симпозиумов с целью реализации достижений Членов Ассоциации и других заинтересованных предприятий и организаций;
• оказание информационной, консультационной и другой помощи Членам Ассоциации;
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
3. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
4. Бакштанский В.Л., О.И. Жданов “10000 дней менеджмент в жизни” “PER SE”, Москва 2001.
5. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации
6. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии (объединении). М.: ВАФ, 1991.
7. Буров В.Н. и др. «Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры». - М.: 1997.
8. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 1994.
9. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М.,: Высшая школа, 1995.
10. Глухов В.В “Менеджмент”, “Спецлит” Санкт-Петербург , 2000
11. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
12. Гомаль С. Стратегический процесс. – СПб, Питер, 2001.
13. Гурков И.Б. “Стратегический менеджмент организации” ЗАО “Бизнес-школа”, “Интел-Синтез”, Москва 2001
14. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.
15. Касселлс Э. «Корпоративная стратегия»
16. Катлер Ф. “Маркетинг. Менеджмент” “Питер”, Санкт-Петербург 2001
17. Кузнецова Ю.В., В.И. Подлесных “Менеджмент” ИД “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург 2001
18. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива: Пер. с фр. - СПб: Наука, 1996.
19. Ляпунов С. И. Успешный опыт разработки стратегии промышленного предприятия // Из материалов конференции "Практические способы достижения целей бизнеса"
20. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. «Стратегический менеджмент. Курс лекций». М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000, 288 с.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М: Дело, 1992.