Поскольку изучение межличностных отношений предполагает изучение взаимодействия человека с другими людьми в обществе, поэтому так или иначе эту проблему затронул в своих работах каждый ученый, занимающийся проблемами социальной психологии: Э. Берн, Г. Блумер, Дж.Мид, Л. Колберг и другие.
В нашей стране активно начали разрабатывать эту проблему в начале ХХ века В.П.Вахтеров, Г.Фортунатов, С.Т. Шацкий. Пик исследований по проблеме межличностных отношений приходится на 60-70-е годы ХХ века. Наиболее общие теории в этой сфере принадлежат Я.Л. Коломинскому, А.А.Леонтьеву, А.А. Бодалеву, А.В.Петровскому, Г.М.Андреевой, В.С.Мудрику, В.С. Мухиной.
Ребенок, готовящийся переступить порог школы и посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Школа предъявляет новые требования, обучает новым формам общения, объединяет школьников в коллектив. Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими способствует сплочению коллектива и установлению положительного психологического климата. Это и определяет межличностные отношения в группе сверстников.
Взаимоотношения между учениками в классе – это те отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел – трудовых, общественных и бытовых. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте нужно давать элементарные знания о нормах и правилах взаимодействия между людьми.
Практической и теоретической значимостью данной проблемы и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие межличностных отношений в группе младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии».
Цель исследования: составить и апробировать программу игровых занятий с элементами сказкотерапии, направленных на развитие межличностных отношений в группе младших школьников.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений младших школьников.
Предмет исследования: игровые занятия с элементами сказкотерапии как средство развития межличностных отношений в группе младших школьников.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
II. Разминка
«Психогимнастика» (7 мин.)
Цель: снятие мышечного напряжения, поддержание положительного эмоционального фона.
Материал: свободная комната.
Рекомендации: следить за безопасностью.
Все участники встают перед ведущим так, чтобы им было удобно и видно. Далее ведущий предлагает всем повторять его действия. Начинает с простых движений – поднятие руки, наклоны корпуса. Затем движения усложняются. Закончить упражнение выполнением мнемических действий.
III. Основное содержание
«Этюд злюка». (6 мин.)
Цель: развитие умения адекватно выражать свои эмоции, осознать какие качества мешают взаимодействию.
Ведущий прелагает детям изобразить злюку и посмотреть на всех детей со злостью и недовольством. Обсуждение:
1. Как вы думаете, приятно ли смотреть на такого ребенка?
2. А на какого ребенка смотреть всегда приятно?
3. Изобразите эту эмоцию и посмотрите на детей вокруг.
4. Приятно ли вам теперь смотреть на такого ребенка?
5. Будет ли приятно дружить с таким ребенком?
Сказка «Заяц с рюкзаком»
Цель: проследить индивидуальные эмоциональные особенности каждого ребенка, коррекция негативного качества – драчливость.
Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один – с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.
Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.
- Ну, все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, - сказал он зайчику.
- Моя? Почему?
- Потому что я так сказал и давай без споров. Сказано-сделано.
- Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне бант.
- Вот и поменяемся. Это будет справедливо.
- Какая же это справедливость? – обиделся зайчик. – Ты в два раза больше и сильнее меня.
- А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.
студентов, аспирантов и молодых учёных: г. Красноярск: 20-22 мая 2004 года. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 63-64.
3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 378 с.
4. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М.: Менеджер, 2000. – 170 с.
5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей. – М.: Класс, 2000. – 224 с.
6. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989. – 312 с.
7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978. – 276 с.
8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. И.В. Дубовиной, А.Н. Зацепина. – М.: Просвещение, 1994. – 290 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 197 с.
10. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 31-37.
11. Добрович А.Б. Воспитателю и психологу о психологии и психогигиены общения. – М.: Просвещение, 1987. – 492 с.