Дипломная по теме: Развитие межличностных отношений в группе младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии

Название работы: Развитие межличностных отношений в группе младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

119 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

§1. Сущность понятия межличностных отношений

в психолого-педагогической литературе……………………..6

§2. Особенности межличностных отношений в младшем

школьном возрасте..…………………………………………..11

§3. Обоснование эффективности использования игровых

занятий с элементами сказкотерапии для развития

межличностных отношений в группе младших

школьников……………………………………………………17

Выводы по главе I……………………………………………….....23

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

§1. Выявление уровня развития межличностных отношений

в группе младших школьников………………………………24

§2. Развитие межличностных отношений в группе младших

школьников в условиях эксперимента………………………33

§3. Анализ результатов экспериментальной работы…………...42

Выводы по главе II…………………………………………………52

Заключение…………………………………………………………………….....53

Список используемой литературы……………………………………………...55

Приложение………………………………………………………………………58

Выдержка:

Поскольку изучение межличностных отношений предполагает изучение взаимодействия человека с другими людьми в обществе, поэтому так или иначе эту проблему затронул в своих работах каждый ученый, занимающийся проблемами социальной психологии: Э. Берн, Г. Блумер, Дж.Мид, Л. Колберг и другие.

В нашей стране активно начали разрабатывать эту проблему в начале ХХ века В.П.Вахтеров, Г.Фортунатов, С.Т. Шацкий. Пик исследований по проблеме межличностных отношений приходится на 60-70-е годы ХХ века. Наиболее общие теории в этой сфере принадлежат Я.Л. Коломинскому, А.А.Леонтьеву, А.А. Бодалеву, А.В.Петровскому, Г.М.Андреевой, В.С.Мудрику, В.С. Мухиной.

Ребенок, готовящийся переступить порог школы и посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Школа предъявляет новые требования, обучает новым формам общения, объединяет школьников в коллектив. Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими способствует сплочению коллектива и установлению положительного психологического климата. Это и определяет межличностные отношения в группе сверстников.

Взаимоотношения между учениками в классе – это те отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел – трудовых, общественных и бытовых. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте нужно давать элементарные знания о нормах и правилах взаимодействия между людьми.

Практической и теоретической значимостью данной проблемы и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие межличностных отношений в группе младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии».

Цель исследования: составить и апробировать программу игровых занятий с элементами сказкотерапии, направленных на развитие межличностных отношений в группе младших школьников.

Объект исследования: процесс развития межличностных отношений младших школьников.

Предмет исследования: игровые занятия с элементами сказкотерапии как средство развития межличностных отношений в группе младших школьников.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

II. Разминка

«Психогимнастика» (7 мин.)

Цель: снятие мышечного напряжения, поддержание положительного эмоционального фона.

Материал: свободная комната.

Рекомендации: следить за безопасностью.

Все участники встают перед ведущим так, чтобы им было удобно и видно. Далее ведущий предлагает всем повторять его действия. Начинает с простых движений – поднятие руки, наклоны корпуса. Затем движения усложняются. Закончить упражнение выполнением мнемических действий.

III. Основное содержание

«Этюд злюка». (6 мин.)

Цель: развитие умения адекватно выражать свои эмоции, осознать какие качества мешают взаимодействию.

Ведущий прелагает детям изобразить злюку и посмотреть на всех детей со злостью и недовольством. Обсуждение:

1. Как вы думаете, приятно ли смотреть на такого ребенка?

2. А на какого ребенка смотреть всегда приятно?

3. Изобразите эту эмоцию и посмотрите на детей вокруг.

4. Приятно ли вам теперь смотреть на такого ребенка?

5. Будет ли приятно дружить с таким ребенком?

Сказка «Заяц с рюкзаком»

Цель: проследить индивидуальные эмоциональные особенности каждого ребенка, коррекция негативного качества – драчливость.

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один – с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.

Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

- Ну, все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, - сказал он зайчику.

- Моя? Почему?

- Потому что я так сказал и давай без споров. Сказано-сделано.

- Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне бант.

- Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

- Какая же это справедливость? – обиделся зайчик. – Ты в два раза больше и сильнее меня.

- А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

студентов, аспирантов и молодых учёных: г. Красноярск: 20-22 мая 2004 года. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С. 63-64.

3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 378 с.

4. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. – М.: Менеджер, 2000. – 170 с.

5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей. – М.: Класс, 2000. – 224 с.

6. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989. – 312 с.

7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978. – 276 с.

8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. И.В. Дубовиной, А.Н. Зацепина. – М.: Просвещение, 1994. – 290 с.

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 197 с.

10. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 31-37.

11. Добрович А.Б. Воспитателю и психологу о психологии и психогигиены общения. – М.: Просвещение, 1987. – 492 с.

Похожие работы на данную тему