Незаурядный поэтический дар Фета скоро обратил на себя внимание современников. О нем одобрительно высказались не только В.Г. Белинский, но и А.А. Григорьев, Л.А. Мей, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов. Наиболее проникновенные от¬клики на поэзию Фета принадлежали А.В. Дружинину и В.П. Ботки¬ну, верно определившим тип его лирики и неповторимое творческое лицо. Однако их благоприятные отзывы стояли особняком в общем мнении о Фете «пятидесятников» и особенно «шестидесятников». Камерная направленность его творчества, отсутствие социальной ак¬туальности, эстетизм не удовлетворяли демократическую критику, и поэзия Фета была подвергнута осуждению за «бессодержательность». Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, отнюдь не отрицая художественности стихов поэта, хотели от него иного — социальности.
Есть нечто общее в литературной судьбе Фета и Тютчева: оба они получали большее признание со стороны писателей и поэтов, нежели литературных критиков. Высоко ценил стихи Фета И.С. Тургенев, хотя качество его редакторской работы над фетовским сборником стихотворений оспаривается специалистами; в то же время остается непреложным фактом признание Фетом тургеневской правки стихов. Для Л.Н. Толстого Фет — один из любимых авторов. О его стихах восторженно отозвались Ф.И. Тютчев и Я.П. Полонский. Особенно возросло влечение к нему в конце XIX — начале XX в. Если для читателей XIX в., вкус которых был воспитан на классически ясной поэзии Пушкина, лирика Фета нередко казалась «темной» и непонят¬ной, символисты и их предшественники обнаружили в его стихах особые глубины и близкие себе начинания. В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брю-сов, А.А. Блок, А.Белый и другие писали о Фете как о бесспорной величине в истории русской лирики XIX в., глубоком поэте-ясновид¬це, оригинальном виртуозе в стихотворной технике.
В. Соловьев определял существо лирической поэзии как «самое прямое откровение человеческой души» [5, с. 399]; уточняя свою мысль и опи¬раясь прежде всего на лирику Фета, это откровение он связывал с внутренней красотой души человеческой, способной индивидуально воспринимать всеобщий смысл бытия.
В послереволюционные годы судьба наследия Фета оказалась про-тиворечивой. Не сразу он был признан и понят, хотя систематически издавались сборники его стихотворений. Названный поэтом «чистого искусства» вслед за критиками-«шестидесятниками», он первоначаль¬но не был истолкован с должной объективностью и сочувственным пониманием. Лишь в 50-х годах наметился поворот к нему как к лирику природы и творцу прекрасного в своих стихах.
Создавалось резкое впечатление фрагментарности, на¬рочитой оборванности. Лирическому герою снится безответно любимая им девушка. Это более чем обычная тема для лирического стихотворения. Но как развивает ее Фет? [16, с. 111]
Ах, дитя, к тебе привязан
Я любовью безвозмездной!
Нынче ты, моя малютка,
Снилась мне в короне звездной.
Что за искры эти звезды!
Что за кроткое сиянье!
Ты сама, моя малютка,
Что за светлое созданье! [3, с. 309]
Образ царицы звезд вытеснил тему «безвозмездной» любви и оборвал стихотворение «по-гейневски» [16, с. 111].
Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета - "Я пришёл к тебе с приветом" [1843]:
Стихи А. Фета – своеобразные диалоги с окружающим миром, миром природы и читателем. Они поразительны по глубине осмысления человеческой души, ее чувств, наполнены удивительно точными и неожиданными ассоциациями и аналогиями, составляющими поэтические открытия поэта- художника.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А.А. Фета».
VI. Оценки за урок.
ЛИТЕРАТУРА
I. Источники
1. Фет А.А. Вечерние огни. Серия «Литературные памятники». – М., 1979, – С. 543, 621.
2. Фет А.А. Из-за границы. Письмо второе. – М., 1978.
3. Фет А.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2003. («Библиотека поэзии»).
4. Фет А. А. Стихотворения. Библиотека поэта (Большая серия). – Л., 1986.
5. Фет А.А. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1982.
II. Научно-критическая литература
6. Абрамовская И.С. Очерки Фета «Из-за границы»: к истории полемики о сущности искусства. // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. - № 25, - С. 41 – 45.
7. Айхенвальд. Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
8. Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892). Художественный мир поэта // Литература в школе. – 2001. - № 24.
9. Ачкасов А.В. Философия поэзии А.А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 13 – 16.
10. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. – М., 1982.
11. Благой Д.Д. Мир как красота (О "Вечерних огнях" А. Фета). – М., 1981.
12. Благой Д.Д. Афанасий Фет – поэт и человек // Афанасий Фет. Воспоминания. – М., 1983.