Дипломная по теме: А.А. Фет и чистое искусство

Название работы: А.А. Фет и чистое искусство

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. А.А. ФЕТ В КОНТЕКСТЕ ПОЭЗИИ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» 10

1.1. «Чистое искусство» как направление в русской литературе и критике 50 – 60-х ХIХ в. 10

1.2. Место А.А. Фета среди представителей «чистого искусства» 17

ГЛАВА II. А.А. ФЕТ И ЭСТЕТСТВО 22

2.1. «Красота» и эстетство в эстетике А.А. Фета 22

2.2. Фет как певец Вечной Женственности 33

ГЛАВА III. А.А. ФЕТ КАК ПЕВЕЦ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ 38

3.1. Фетовский лирический герой 38

3.2. Красота «всесильной природы» А.А. Фета 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 62

ЛИТЕРАТУРА 69

Выдержка:

Незаурядный поэтический дар Фета скоро обратил на себя внимание современников. О нем одобрительно высказались не только В.Г. Белинский, но и А.А. Григорьев, Л.А. Мей, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов. Наиболее проникновенные от¬клики на поэзию Фета принадлежали А.В. Дружинину и В.П. Ботки¬ну, верно определившим тип его лирики и неповторимое творческое лицо. Однако их благоприятные отзывы стояли особняком в общем мнении о Фете «пятидесятников» и особенно «шестидесятников». Камерная направленность его творчества, отсутствие социальной ак¬туальности, эстетизм не удовлетворяли демократическую критику, и поэзия Фета была подвергнута осуждению за «бессодержательность». Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, отнюдь не отрицая художественности стихов поэта, хотели от него иного — социальности.

Есть нечто общее в литературной судьбе Фета и Тютчева: оба они получали большее признание со стороны писателей и поэтов, нежели литературных критиков. Высоко ценил стихи Фета И.С. Тургенев, хотя качество его редакторской работы над фетовским сборником стихотворений оспаривается специалистами; в то же время остается непреложным фактом признание Фетом тургеневской правки стихов. Для Л.Н. Толстого Фет — один из любимых авторов. О его стихах восторженно отозвались Ф.И. Тютчев и Я.П. Полонский. Особенно возросло влечение к нему в конце XIX — начале XX в. Если для читателей XIX в., вкус которых был воспитан на классически ясной поэзии Пушкина, лирика Фета нередко казалась «темной» и непонят¬ной, символисты и их предшественники обнаружили в его стихах особые глубины и близкие себе начинания. В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брю-сов, А.А. Блок, А.Белый и другие писали о Фете как о бесспорной величине в истории русской лирики XIX в., глубоком поэте-ясновид¬це, оригинальном виртуозе в стихотворной технике.

В. Соловьев определял существо лирической поэзии как «самое прямое откровение человеческой души» [5, с. 399]; уточняя свою мысль и опи¬раясь прежде всего на лирику Фета, это откровение он связывал с внутренней красотой души человеческой, способной индивидуально воспринимать всеобщий смысл бытия.

В послереволюционные годы судьба наследия Фета оказалась про-тиворечивой. Не сразу он был признан и понят, хотя систематически издавались сборники его стихотворений. Названный поэтом «чистого искусства» вслед за критиками-«шестидесятниками», он первоначаль¬но не был истолкован с должной объективностью и сочувственным пониманием. Лишь в 50-х годах наметился поворот к нему как к лирику природы и творцу прекрасного в своих стихах.

Создавалось резкое впечатление фрагментарности, на¬рочитой оборванности. Лирическому герою снится безответно любимая им девушка. Это более чем обычная тема для лирического стихотворения. Но как развивает ее Фет? [16, с. 111]

Ах, дитя, к тебе привязан

Я любовью безвозмездной!

Нынче ты, моя малютка,

Снилась мне в короне звездной.

Что за искры эти звезды!

Что за кроткое сиянье!

Ты сама, моя малютка,

Что за светлое созданье! [3, с. 309]

Образ царицы звезд вытеснил тему «безвозмездной» любви и оборвал стихотворение «по-гейневски» [16, с. 111].

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета - "Я пришёл к тебе с приветом" [1843]:

Стихи А. Фета – своеобразные диалоги с окружающим миром, миром природы и читателем. Они поразительны по глубине осмысления человеческой души, ее чувств, наполнены удивительно точными и неожиданными ассоциациями и аналогиями, составляющими поэтические открытия поэта- художника.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А.А. Фета».

VI. Оценки за урок.

ЛИТЕРАТУРА

I. Источники

1. Фет А.А. Вечерние огни. Серия «Литературные памятники». – М., 1979, – С. 543, 621.

2. Фет А.А. Из-за границы. Письмо второе. – М., 1978.

3. Фет А.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2003. («Библиотека поэзии»).

4. Фет А. А. Стихотворения. Библиотека поэта (Большая серия). – Л., 1986.

5. Фет А.А. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1982.

II. Научно-критическая литература

6. Абрамовская И.С. Очерки Фета «Из-за границы»: к истории полемики о сущности искусства. // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. - № 25, - С. 41 – 45.

7. Айхенвальд. Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

8. Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892). Художественный мир поэта // Литература в школе. – 2001. - № 24.

9. Ачкасов А.В. Философия поэзии А.А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 13 – 16.

10. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. – М., 1982.

11. Благой Д.Д. Мир как красота (О "Вечерних огнях" А. Фета). – М., 1981.

12. Благой Д.Д. Афанасий Фет – поэт и человек // Афанасий Фет. Воспоминания. – М., 1983.

Похожие работы на данную тему