Рынок и конкуренция предъявляют жесткие требования к оперативности и достоверности информации, используемой при планировании и анализе. Известно, что в условиях конкуренции преимущество перед другими производителями имеет тот, кто владеет более оперативной информацией, кто быстрее других сумеет собрать информацию, обработать ее и своевременно принять необходимое решение. Обладание достоверной и оперативной информацией становится необходимым условием в конкурентной борьбе. На помощь специалистам приходят ЭВМ, создаются развитые сети автоматизированных рабочих мест (АРМ), формируются соответствующие информационные базы данных.
Научно-технический прогресс в последние десятилетия стал причиной крупных изменений в трудовой деятельности. Традиционная технология постепенно уступает место гибким производственным комплексам, робототехнике, наукоемкому производственным комплексам, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био- и лазерной технологии.
Вследствие их внедрения сокращается численность персонала, повышается удельный вес специалистов, руководителей, рабочих высокой квалификации. Возрастает стоимостной объем капитала, приводимого в движение одним работником.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что человеческие ресурсы, как любая подсистема предприятия, нуждаются в постоянном управлении. Поэтому на протяжении многих лет в организационной структуре предприятия выделяется специальное подразделение – кадровая служба, поддерживающая качественный и количественный состав работников всех иерархических ступеней и квалификаций на уровне, который обеспечивает оптимальное функционирование данной подсистемы.
В настоящее время службы управления персоналом организаций решают сложные и многообразные задачи с использованием современных автоматизированных информационных технологий.
Кадровая политика организации подразумевает генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Штатное расписание подписывают руководители структурных подразделений фирмы и главный бухгалтер.
Установленные системы оплаты труда фиксируются в коллективном договоре, Положении об оплате труда и трудовых договорах с конкретными работниками. Размеры часовых (дневных) тарифных ставок и окладов для различных работников организации устанавливаются в Положении об оплате труда и указываются в штатном расписании.
Чтобы определить то количество времени, которое фактически отработали работники организации в ООО «А.К.С.-Консалтинг» ведут табель учета использования рабочего времени.
Экономическая служба ведет статистику состава и движения кадров на предприятии. Основным источником этих данных является первичный учет документов по приему, увольнению и переводу. В данной организации сохраняется перечень документов, использовавшийся в практике кадрового учета еще в советский период:
1. Трудовая книжка работника. Она является главным документом при поступлении на работу и содержит в себе весь послужной список, перечень поощрений со всех предшествующих мест работы. В ней работниками отдела кадров вручную производятся записи о приеме, увольнении и переводах. Трудовые книжки всех работников хранятся в кадровой службе до момента их увольнения.
2. Личные карточки по учету кадров. При поступлении на работу на всех работников заводятся личные карточки, которые содержит основные данные о человеке: возраст, образование, последнее место работы, семейное положение, наличие детей, домашний адрес. В этой карточке фиксируются также внутренняя мобильность работника - его профессиональное продвижение, повышение квалификации, перемена работы в рамках предприятия, а также взыскания и поощрения. Картотека хранится в отделе кадров в алфавитном порядке. Эти личные карточки сохраняются, когда увольняется работник, и ведется их подборка по годам увольнения. Последней записью в карточке является номер приказа об увольнении и статья ТК РФ, по которой работник увольняется.
3. Папка приказов по предприятию. Они касаются приема, увольнения, перевода, и также поощрения и наказания. Приказы оформлены от руки и подшиты в хронологическом порядке.
Кадровая служба рассматриваемой организации осуществляет некоторый первичный анализ и группировку работников. Среди документов такого рода можно назвать журнал под названием “Движение рабочих кадров”. Его выпуски сформированы по каждому году, в них содержатся рукописные данные за каждый месяц года по приему, увольнению с указанием фамилии, профессии, причины увольнения, в том числе выделены переходы работников внутри цехов, между цехами, из одной категории в другую с разбивкой по структурным подразделениям.
В разделе «Увольнения» указывается персональная информация о выбывающих, в том числе дата приема на завод, дата увольнения, причина увольнения; раздел «Переводы» содержит данные по добровольным переводам рабочих и мастеров. В Журнале «Анализ текучести кадров» можно найти информацию о специалистах и руководителях: персональные данные их приема, увольнения. Сведения о причинах увольнений получаются из заявлений работников.
16. Головеров Д.В., Кемрадж А.С. и др. Правовые аспекты использования Интернет-технологий – М.: Книжный мир, 2002
17. Джейрк Н. Разработка приложений для электронной коммерции: Библиотека программиста – СПб: Питер, 2001.
18. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999
19. Жуков А.Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы – М.: Финстатинформ, 2002
20. Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда // Под ред. Малевой Т. – М.: Московский Центр Карнеги, Гендальф, 2001
21. Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2001
22. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желейн – СПб: Питер, 2001
23. Карминский A.M., Карминский С.А. Система "Кадры и трудовые контракты". Руководство пользователя. — М.: Паритет Софт, 1994
24. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002
25. Козье Д. Электронная коммерция – М.: Торговый дом "Русская редакция", 1999
26. Компьютерные технологии обработки информации // Под ред. С.В. Назарова – М.: Финансы и статистика, 2000
27. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические ос¬новы построения контроллинга в организациях. — 2-е изд. / Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. — М.: Финансы и статисти¬ка, 2003
28. Костин Л.А., Зущина Г.М., Султанова P.M. Рынок труда и теория занятости – М.: Финансы и статистика, 2000