Курсовая практика по теме: Особенности памяти дошкольников

Название работы: Особенности памяти дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретический анализ изучения памяти дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………5

1.1. Изучение памяти………………………………………………………………..5

1.2. Общая характеристика памяти как психической функции…………...……...8

1.3. Развитие памяти в различных возрастных периодах

дошкольного детства…………………………………………………………………………..15

1.4. Память и деятельность…………………………………………………………20

Глава 2. Исследование возможности развития памяти в среднем

дошкольном возрасте.................................................................................................................24

2.1.Организация исследования………………………………………………………..24

2.2.Характеристика методик исследования…………………………………………..26

2.3. Программа индивидуальных занятий по развитию памяти…………………….28

2.4. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий……………...…..36

2.5. Анализ результатов………………………………………………………….........44

Заключение……………………………………………………………………………………...50

Список литературы.

Выдержка:

Память как один из уровней отражения окружающей дей¬ствительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опы¬та. Уже в младенчестве память выступает в своей элемен¬тарной форме — запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних эта¬пах развития память включена в процесс восприятия, но¬сит непреднамеренный, непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой цель запомнить и не прини¬мает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в актив¬ную деятельность. На запоминание влияет называние объек¬тов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит посте¬пенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группи¬ровки материала). В старшем дошкольном возрасте формиру¬ются предпосылки для осуществления самоконтроля в про¬цессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще на владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Большая часть детей шести лет уже стремится к припоминанию слов без названия опорных изображений (по Истоминой). Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится.

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.

В этот период память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти – ребенок запоминает лучше всего все яркое, необычное, интересное. В 4-5летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение – его память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Таким образом, основные результаты теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:

1. Изучены и представлены особенности памяти у детей дошкольного возраста, а также факторы и условия, способствующие ее развитию.

2. Анализ воззрений на проблему выявил, что наиболее целесообразно начинать развитие памяти именно в среднем дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

3. Обучение произвольному запоминанию должно опираться на непроизвольную память (так как она господствует в дошкольном возрасте), т.е. материал для запоминания должен быть ярким, эмоциональным, интересным, и обучение должно происходить в игровой форме.

Во 2 главе представлены материалы по исследованию памяти у детей среднего дошкольного возраста; коррекционно-развивающая работа, проведенная с теми детьми, у которых были низкие показатели по результатам исследования. И также представлены результаты диагностики детей после проведенной коррекционно-развивающей работы.

Анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы. Действительно, сравнительный анализ результатов показал, что у тех детей, с которыми была проведена работа по развитию памяти произошло значительное увеличение по всем показателям, а именно: зрительная непроизвольная память улучшилась на 18%, зрительная произвольная память улучшилась на 28%, слуховая кратковременная – на 20% и слуховая долговременная – на 24%. Причем эти изменения подсчитаны с использованием непараметрического критерия знака и являются статически достоверными.

Это эффективность целенаправленного развития памяти в среднем дошкольном возрасте.

Похожие работы на данную тему