Дипломная по теме: Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Название работы: Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9

1.1. Проблема развития памяти в зарубежной и отечественной психологии 9

1.2. Возрастные особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников 13

1.3. Условия и приёмы, способствующие развитию памяти дошкольников 22

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30

2.1. Организация исследования и методики диагностики памяти у детей дошкольного возраста 30

2.2. Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста 34

2.3. Коррекционная программа, направленная на развитие непроизвольной и произвольной памяти дошкольников 37

2.4. Анализ результатов исследования 51

2.5. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по развитию памяти дошкольников 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

БИБЛИОГРАФИЯ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то дошкольнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к воспроизведению. Память в этом возрасте становится доминирующей психической функцией, которой подчиняются остальные. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

Глава 2:

Для того, чтобы узнать насколько эффективна разработанная нами программа индивидуальных и коррекционных занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста после окончания занятий был также сделан диагностический срез с использованием методик констатирующего эксперимента.

Результаты трех серий методики «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти» представлены в таблице 7 (см. приложение 2).

На основе данных таблицы 7 вычисляем среднеарифметическое число и процентное соотношение воспроизведенных картинок в каждой возрастной группе (16 картинок мы берем за 100%). Данные трех серий эксперимента мы занесли в таблицы 8 и 9 (см. приложение 2).

Рассмотрим продуктивность запоминания (среднеарифметическое число воспроизведенных картинок) у детей 4, 5, 6 и 7-летнего возраста (см. таблицу 8 в приложении 2):

• у детей 4-летнего возраста среднеарифметическое число воспроизведенных картинок в I серии равно 2,6, во II серии – 3,4, в III серии – 2.

• у детей 5-летнего возраста среднеарифметическое число воспроизведенных картинок в I серии равно 4, во II серии – 4,4, в III серии – 3,2.

• у детей 6-летнего возраста среднеарифметическое число воспроизведенных картинок в I серии равно 6,8, во II серии – 8, в III серии – 12.

• у детей 7-летнего возраста среднеарифметическое число воспроизведенных картинок в I серии равно 9,2, во II серии – 10,4, в III серии – 13,8.

Рассмотрим продуктивность запоминания (процентное соотношение воспроизведенных картинок) у детей 4, 5, 6 и 7-летнего возраста (см. таблицу 9 в приложении 1):

• у детей 4-летнего возраста процентное соотношение воспроизведенных картинок в I серии равно 16,3%, во II серии – 21,3%, в III серии – 12,5%.

• у детей 5-летнего возраста процентное соотношение воспроизведенных картинок в I серии равно 25%, во II серии – 27,5%, в III серии – 20%.

• у детей 6-летнего возраста процентное соотношение воспроизведенных картинок в I серии равно 42,5%, во II серии – 50%, в III серии – 75%.

• у детей 7-летнего возраста процентное соотношение воспроизведенных картинок в I серии равно 57,5%, во II серии – 65%, в III серии – 86,2%.

Таким образом, у дошкольников 4-5 лет наблюдается преобладание непроизвольного запоминания над произвольным заучиванием. В 4-5 летнем возрасте у дошкольников непроизвольное запоминание оказывается значительно эффективнее произвольного. Только у старших дошкольников (возрастная группа 6-7 лет) произвольное запоминание дало наиболее высокие результаты.

Заключение:

Проанализировав теоретические основы особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

1. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

2. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

3. От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (34 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические  это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В ходе экспериментального исследования нами установлено, что можно улучшать осознание дошкольниками процесса запоминания и мнемических действий и приемов.

Похожие работы на данную тему