Дипломная по теме: Диагностика и коррекция познавательной сферы детей

Название работы: Диагностика и коррекция познавательной сферы детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

93 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Общие представления о познавательных процессах 6

1.2. Особенности познавательной сферы старших дошкольников 12

1.3. Проблема развития познавательной сферы дошкольников 28

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43

2.1. Организация исследования 43

2.2. Методы исследования 45

2.3. Работа по развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста 54

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 61

3.1. Результаты диагностики исходного уровня сформированности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 61

3.2. Оценка эффективности работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 70

Выводы 89

Заключение 91

Рекомендации 92

Литература 94

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Современное информационное общество требует от нового поколения людей гибкости и быстроты ориентировки в потоке информации, способности измениться и идти в ногу со временем.

Познавательное развитие детей, особенности восприятия им окружающего мира до конца XIX века не были предметом изучения ни педагогов-теоретиков, ни педагогов-практиков. Лишь в XX веке возник интерес к самому «объекту» обучения и воспитания – к ребенку и его развитию. Причиной тому послужило понимание того, что без знании теории, т.е. реально существующих и действующих законов психического развития ребенка, процессом обучения, воспитания и развития невозможно управлять; невозможно предвидеть движение этого процесса даже в ближайшем будущем; невозможно понять причины тех трудностей, срывов, неудач и успехов, с которыми постоянно встречается воспитатель.

Как известно, развитие познавательной сферы ребенка является важной составляющей его психологической готовности к школе. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

Проблема особенностей познавательной сферы дошкольников и её развития рассматривались в трудах Т.В.Ендовицкой, П.И.Зинченко, 3.М.Истоминой, Н.А.Корниенко, Н.Н.Поддьякова, Ж.Е.Кондиян, Л.А.Калмыковой, Т.А.Репиной, А.П. Усовой, Н. Ф. Добрынина, Л.С.Выготского А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н. П. Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.Д.Рихтерман и других.

Все они указывали на то, что умение своевременно и правильно определить уровень развития познавательной сферы ребенка, откорректировать её является залогом эффективности психолого-педагогической деятельности. Поэтому мы считаем актуальной проблему развития познавательной сферы дошкольника.

Цель исследования – изучение особенностей развития познавательной сферы дошкольника.

Объект исследования – познавательная сфера дошкольника.

Предмет исследования – диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника.

Гипотеза: Мы предполагаем, что эффективность работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в её систематичности, комплексности, своевременной диагностике, учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи исследования:

1) Проведение диагностического исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;

2) Разработка и реализация коррекционной программы по развитию познавательной сферы старших дошкольников;

3) Оценка эффективности коррекционной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста, проблемы её развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результатами могут воспользоваться воспитатели и психологи ДОУ, а так же студенты высших и средних педагогических учебных заведений.

Методы исследования:

Теоретические

- изучение литературы;

- анализ.

Эмпирические:

1) Методика «Переплетенные линии» (Оценка устойчивости внимания)

2) Тест «10 слов» (диагностика слухоречевой памяти).

3) Методика «Картинки» (оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной).

4) «Невербальная фантазия».

5) «Вербальная фантазия».

6) Методика «Кубик Рубика» (диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления).

7) Методика «Матрицы Равена» (диагностика наглядно-образного мышления).

8) Методика диагностики сформированности действия логического мышления.

9) Методика диагностики речи дошкольников Ф.Г.Даскаловой.

Структура исследования: ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы из 56 источников, 11 приложений. Работа иллюстрирована 29 таблицами и 9 рисунками

База исследования: Исследование проводилось на базе ДОУ № 5 п. Приютово Белебеевского района Р.Башкортостан. В исследовании принимали участие 15 воспитанников подготовительной к школе группы.

Рекомендации

Воспитателю:

1) Постоянно наблюдать за воспитанниками с целью диагностики развития познавательной сферы дошкольников;

2) Помнить, что своевременная диагностика и коррекция является залогом успешности обучения детей в школе;

3) Использовать данные диагностики познавательной сферы в процессе осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

4) Коррекционно-развивающую работу строить, исходя из индивидуальных особенностей познавательного развития младших школьников, в пяти направлениях: развитие внимания, развитие памяти, развитие воображения (вербального и невербального), развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического), развитие речи.

5) Работу по развитию познавательной сферы дошкольников проводить как во время плановых занятий по программе обучения и воспитания, так и на на специально организованных психологических тренингах.

6) Для развития внимания старших дошкольников использовать словарные диктанты с комментированием, корректурные задания, упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-либо образца, распределение цифр в определенном порядке, игры типа «Найди слова», методику Мюнстенберга (и её модификации), «Перепутанные линии», «Найди отличия» и т.д.

7) Для развития памяти старших дошкольников развивать умение ребенка работать по образцу, методику «Смысловые единицы» и т.п.

8) Для развития мышления старших дошкольников использовать игры типа «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Способы применения предмета» и т.д.

9) Для развития воображения использовать игры «Незаконченные фигуры», «Изучение географической карты», «Волшебные кляксы», составлять с детьми рассказы с использованием определенных слов, использовать приемы завершения рассказа.

10) В целях развития речи дошкольников разучивать с ними стихотворения, учить пересказу и рассказу, скороговоркам, играть в игры «В слова» и игры «Со словами».

Психологу:

1) В течение всего старшего дошкольного возраста проводить диагностику познавательного развития детей;

2) Своевременно определять отклонения в развитии познавательной сферы;

3) При разработке программ развития познавательной сферы дошкольников опираться на особенности познавательного развития каждого ребенка, выявленные по результатам диагностики;

4) Консультировать и контролировать работу воспитателей в данном направлении;

5) Проводить индивидуальные консультации и общие родительские собрания по проблеме развития познавательной сферы старших дошкольников.

Заведующей:

1) Обеспечить психолога ДОУ материальной и научно-методической базой для диагностики и проведения работы по развитию познавательной сферы дошкольников;

2) Обеспечить условия для повышения квалификации психолога ДОУ.

Литература

1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. / Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128 с.: ил.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -Ярославль: Академия развития, 1998. – 234 с.

4. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка// Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с. 160-166.

5. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.

6. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Информационная теория психических процессов: 67—124. . Ощущения: 142—175. Восприятие: 196—278.)

7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Просвещение, 1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)

8. Величковский В.М.. Зинченко В.П.. Лурия А.P. Психология восприятия. – М.: просвещение, 1973. – 205 с.

9. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1969. (Развитие восприятия. Постановка проблемы и история: 3—73. Перцептивные действия и операции: 74—130. Форми, рование перцептивных действий: 131—212.)

10. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до б лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г, Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 215 с.

11. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. - с. 66-74.

12. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе?: Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 100 с.

13. Волков Б. С., Волкова И. В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. - 218 с.

14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. Научный редактор Б.С. Волков. – М.: Граф Пресс, 2002.- 136 с.

15. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. –1008 с.

16. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.

18. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.

19. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2001. – 694 с.

20. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

21. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

22. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. «Ученый записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 81, 1958.

23. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2000. – 315 с.

24. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

25. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

26. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. –218 с.

28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991. - №7. – с. 81-84.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. - 143 с.

30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание. - 1989. - №8. - с. 50-54.

31. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: Просвещение, 1975. (Ощущения: 4—42. Восприятие: 43—110.)

32. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

33. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

34. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

35. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль, 1999.

36. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1996. – 234 с.

37. Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. –464 с., ил.

38. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 287 с.

39. Поддьяков Н. Н Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста// В кн. Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983, с. 36—42.

40. Поддьяков Н. Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду.//В кн. Умственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 5—52.

41. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990.

42. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

44. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2002.

45. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

47. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 1005 с.

48. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Метод. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 96 с.

49. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. – 736 с.

51. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 192 с.

52. Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю внимание – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 144 с.: ил. – (Серия «Мой первый учебник»)

53. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М., 1984.—294 с.

54. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

55. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.

56. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: Аркадия, 1998. – 256 с.

Похожие работы на данную тему