Введение:
Актуальность исследования. Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
Цель исследования – изучение методов развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников.
Задачи исследования:
1) Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
2) Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника;
3) Изучить методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
4) Провести опытно-экспериментальную работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера личности дошкольника.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника в игровой и продуктивной деятельности.
Гипотеза: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников возможно с помощью игровых упражнений, этюдов и продуктивной деятельности (рисования), так как они более всего соответствуют особенностям возрастного развития детей 5-6 лет.
Глава 2:
Вывод: констатирующий эксперимент показал, что дети нуждаются в формировании воли и развитии умений распознавать эмоции.
2.2. Развитие эмоционально волевой сферы дошкольников 5-6 лет
Цели
Образовательные цели
1. Познакомить детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, вина, отвращение, презрение.
2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отри¬цательные.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обо¬значающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
Воспитательные цели
1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств раз¬личными, социально приемлемыми способами (словесными, физи¬ческими, творческими и т. д.).
4. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Методические приемы
1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
4. Рисование эмоций.
5. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Этот блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каж¬дый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией). Количество за¬нятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог и т. д.), ориентируясь на возраст детей, скорость освоения ими нового мате¬риала, стремление к более глубокому или общему ознакомлению с эмоциями.
Заключение:
В первой главе нашего исследования мы выполнили следующие задачи:
1. рассмотрели понятия «эмоции» и «воля» и основные теории и концепции их развития.
Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников — один из отечественных ученых, уделяющих этой пробле¬ме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведе¬ния: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями.
Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознатель¬ному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. В.И.Селиванов определяет во¬лю как сознательное регулирование человеком своего поведе¬ния, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.
Эмоции — особый класс субъективных психологических со¬стояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель¬ности. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы на самом деле не существует.
2. Рассмотрели особенности эмоционально-волевого развития дошкольников.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффектив¬ных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, со¬переживание, — без них невозможны совместная деятель¬ность и сложные формы общения детей.
В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
3. Рассмотрели методы формирования, развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольников.