Дипломная по теме: Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников

Название работы: Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение

Глава I. Роль игры в жизни ребенка

1. Понятие и сущность детской игры

2. Игра - форма организации жизнедеятельности детей

Глава II. Влияние игры на формирование эмоционально - волевой сферы детей

1. Эмоционально - волевая сфера дошкольника

2. Игра, как средство развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Глава III. Исследование возможностей игры в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

1. План исследования

2. Основные результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложения

Выдержка:

Введение

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Проблема формирования эмоционально – волевой сферы у дошкольников очень актуальна, так как этот психический процесс является частью поведения человека. Данная тема социально значима: развитие эмоционально – волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.

Цель работы – определение уровня формирования эмоционально – волевой сферы дошкольников и проведение коррекционно - развивающих мероприятий (в форме игры) по развитию у ребенка этих возможностей.

Рабочей гипотезой нашего исследования являлось следующее предположение - проведение развивающих занятий с использованием игры положительно влияет на формирование эмоционально – волевой сферы дошкольников: после проведения занятий идентификация эмоций станет более адекватной, уровень сформированности волевой сферы повысится.

2. Игра – как средство развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено в 20-е годы прошлого века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926). В основе игровой терапии, центрированной на ребенке (К. Роджерс, В. Экслайн) лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.

Развитием представлений о детской игре посвящены работы виднейших отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина.

К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), А. Захаров (1986—1988), А. Спиваковская (1988) и др .

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования .

Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации .

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просведение, 1997. С. 34-36

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

3. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Знание, 1968 – 218 с.

5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. // Вопросы психологии. – 1984, №3. – с. 45 – 49.

6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: 1992. – 272с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С.107 – 112.

8. Высоцкий А.И. Волевая активность ребенка и методы ее изучения: Учебное пособие. Челябинск, 1979. С.41

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

12. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.1988. С.6 – 12.

13. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.1997 С.72

14. Джиннотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. – 272с.

15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.

16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2000. – 256

17. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

Похожие работы на данную тему