Курсовая практика по теме: Диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы

Название работы: Диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение....................................................................................................3

Глава 1. Теоретические вопросы диагностики и коррекции

мотивационной и эмоционально-волевой сферы у

дошкольников............................................................................6

1.1. Формирование мотивационной сферы дошкольников, ее

диагностика и возможность коррекции........................................6

1.2. Эмоционально-волевая сфера дошкольников, возможности ее

диагностики и коррекции…...........................................................10

1.3. Подходы к проблеме диагностики и коррекции личностных качеств

дошкольников………………..................................................……16

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

рассматриваемых способов профилактики трудностей в

школьном обучении..................................................................21

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования...........................................21

2.2. Методика исследования..................................................................22

2.3. Результаты исследования...............................................................31

2.4. Обсуждение результатов................................................................32

Заключение..............................................................................................34

Библиография...36

Приложение

Выдержка:

Введение:

Введение ребенка в систематическое обучение, как правило, сопровождается множеством трудностей. Эти трудности возникают в плане психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она включает:

1) Мотивационную готовность, то есть внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность. Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная мотивационная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Поэтому выяснение условий, эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру, несомненно, способствует к подготовке его к обучению в школе.

2) Эмоционально готовность, то есть умение правильно и адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. Эмоциональная готовность к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. [1, с.102]

Следует отметить, что в психологической готовности ребенка к школе особое значение имеет мотивационный план или так называемая внутренняя позиция школьника, включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.

То, насколько подготовленным психологически придет ребенок в школу, окажет непосредственное влияние на возникновение трудностей в процессе обучения. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению А.К.Маркова и др. определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности,

Глава 2:

Для подтверждения теоретического материала, собранного по теме данной работы методом анализа психолого-педагогической литературы необходимо провести экспериментальное исследование.

Цель исследования: экспериментальным путем доказать, что диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников являются эффективным средством профилактики возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Гипотеза. Отсутствие трудностей в школьном обучении в значительной степени определяется выбором направлений профилактической работы в период дошкольного детства. Ведущими же направлениями профилактической работы являются диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников. Гипотеза состоит в том, что существуют связи между правильно сформированными, откорректированными мотивационной и эмоционально-волевой сферами у дошкольников и отсутствием трудностей в школьном обучении.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные направления диагностического исследования мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

2. Провести диагностику мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

3. Определить задачи и способы организации работы, направленной на коррекцию мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с целью обеспечения готовности детей к школьному обучению.

4. Провести экспериментальное исследование с целью доказать эффективность рассматриваемых способов профилактики школьных трудностей, а именно – диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

2.2. Методика исследования

Исследование проводилось на базе двух подготовительных групп ДОУ.

Испытуемые. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительных групп детского сада.

Первая группа (контрольная): 11 воспитанников. Возраст детей 5,5 – 6,5 лет.

Вторая группа: (экспериментальная): 11 воспитанников.. Возраст детей 5,5 – 6,5 лет.

В ходе проведения эксперимента использовались две группы методик:

1) диагностические методики для определения уровня сформированности у дошкольников и состояние мотивационной сферы и эмоционально-волевой сферы;

2) коррекционные методики, направленные на предупреждение трудностей в школьном обучении, связанных с мотивационных, эмоциональным и волевым настроем детей.

Существует большое количество методик психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка.

Методика 1.(Эмоциональное развитие дошкольника, 1985)

Для оценки эмоциональных проявлений ребенка дошкольного возраста разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

Заключение:

В нашей работе мы постарались решить задачи, определенные во введении. А именно:

- рассмотрели особенности мотивационной сферы младших школьников и возможные направления ее коррекции. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по рассматриваемому вопросу, мы пришли к следующим выводам: мотивационная сфера дошкольников является недостаточно сформированной, недостаточно готовой к началу школьного обучения. Специальная коррекционная работа, направленная на выработку значимых для будущего школьника мотивов способна исправить ситуацию, подготовить ребенка психологически к началу школьного обучения. В таком случае, выработанный в процессе коррекционной работы мотив учения, мотив приобретения знаний, поможет детям быстрее адаптироваться к школьной среде, к требованиям школы. Это, в свою очередь, поможет избежать многих возможных учебных трудностей.

- рассмотрели особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников. Изученный материал позволил сделать заключение, что эмоции дошкольника слабо контролируются. Неадекватность, неконтролируемость эмоций может повлечь за собой трудности в обучении. Чтобы избежать этого, необходима целенаправленная коррекционная работа, в результате которой дети научатся управлять своими эмоциями, сдерживать их. Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:

1. Выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).

3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).

Похожие работы на данную тему