Введение:
Введение ребенка в систематическое обучение, как правило, сопровождается множеством трудностей. Эти трудности возникают в плане психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она включает:
1) Мотивационную готовность, то есть внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность. Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная мотивационная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Поэтому выяснение условий, эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру, несомненно, способствует к подготовке его к обучению в школе.
2) Эмоционально готовность, то есть умение правильно и адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. Эмоциональная готовность к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. [1, с.102]
Следует отметить, что в психологической готовности ребенка к школе особое значение имеет мотивационный план или так называемая внутренняя позиция школьника, включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.
То, насколько подготовленным психологически придет ребенок в школу, окажет непосредственное влияние на возникновение трудностей в процессе обучения. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению А.К.Маркова и др. определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности,
Глава 2:
Для подтверждения теоретического материала, собранного по теме данной работы методом анализа психолого-педагогической литературы необходимо провести экспериментальное исследование.
Цель исследования: экспериментальным путем доказать, что диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников являются эффективным средством профилактики возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Гипотеза. Отсутствие трудностей в школьном обучении в значительной степени определяется выбором направлений профилактической работы в период дошкольного детства. Ведущими же направлениями профилактической работы являются диагностика и коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников. Гипотеза состоит в том, что существуют связи между правильно сформированными, откорректированными мотивационной и эмоционально-волевой сферами у дошкольников и отсутствием трудностей в школьном обучении.
Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные направления диагностического исследования мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
2. Провести диагностику мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
3. Определить задачи и способы организации работы, направленной на коррекцию мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с целью обеспечения готовности детей к школьному обучению.
4. Провести экспериментальное исследование с целью доказать эффективность рассматриваемых способов профилактики школьных трудностей, а именно – диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
2.2. Методика исследования
Исследование проводилось на базе двух подготовительных групп ДОУ.
Испытуемые. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительных групп детского сада.
Первая группа (контрольная): 11 воспитанников. Возраст детей 5,5 – 6,5 лет.
Вторая группа: (экспериментальная): 11 воспитанников.. Возраст детей 5,5 – 6,5 лет.
В ходе проведения эксперимента использовались две группы методик:
1) диагностические методики для определения уровня сформированности у дошкольников и состояние мотивационной сферы и эмоционально-волевой сферы;
2) коррекционные методики, направленные на предупреждение трудностей в школьном обучении, связанных с мотивационных, эмоциональным и волевым настроем детей.
Существует большое количество методик психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка.
Методика 1.(Эмоциональное развитие дошкольника, 1985)
Для оценки эмоциональных проявлений ребенка дошкольного возраста разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.
Заключение:
В нашей работе мы постарались решить задачи, определенные во введении. А именно:
- рассмотрели особенности мотивационной сферы младших школьников и возможные направления ее коррекции. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по рассматриваемому вопросу, мы пришли к следующим выводам: мотивационная сфера дошкольников является недостаточно сформированной, недостаточно готовой к началу школьного обучения. Специальная коррекционная работа, направленная на выработку значимых для будущего школьника мотивов способна исправить ситуацию, подготовить ребенка психологически к началу школьного обучения. В таком случае, выработанный в процессе коррекционной работы мотив учения, мотив приобретения знаний, поможет детям быстрее адаптироваться к школьной среде, к требованиям школы. Это, в свою очередь, поможет избежать многих возможных учебных трудностей.
- рассмотрели особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников. Изученный материал позволил сделать заключение, что эмоции дошкольника слабо контролируются. Неадекватность, неконтролируемость эмоций может повлечь за собой трудности в обучении. Чтобы избежать этого, необходима целенаправленная коррекционная работа, в результате которой дети научатся управлять своими эмоциями, сдерживать их. Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:
1. Выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).