Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX века в России является проблема интеграции. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала ее исключительно средствами специального образования.
"Существует мнение, что природа очень ревниво оберегает свои тайны. Если это так, то нужно признать, что глухота есть большой промах в этом отношении; здесь природа проявила большую небрежность, "проворонила", что называется, невозможность проникнуть в ее тайну. В творении своего "венца" - человека природа, точно поглумившись над своим же творением, оставила отверстие в свою сущность. «Дело ума человека проникнуть, воспользовавшись оплошностью природы, в это отверстие и выведать тайну» - так думал И. А. Соколянский, создатель системы обучения и воспитания глухих детей в нашей стране .
Специалисты в области сурдопедагогики, как и дефектологии в целом, в своих исследованиях опираются на труды Л.С. Выгодского, имея в виду, прежде всего, его учение о сложной структуре дефекта, понимание вторичных нарушений как «социального вывиха» . Ученые единодушны в выводе - необходимо максимально использовать ранние, наиболее благоприятные (сенситивные) периоды для становления высших психических функций ребенка. В связи с этим возникает вопрос о коррекции нарушений, не о реабилитации, а об абилитации ребенка с ограниченными сенсорными возможностями, в частности, это прямо относится к слабослышащему ребенку. Вполне возможно, что такой ребенок может интегрироваться в социальную и общеобразовательную среду раньше и с лучшими возможностями, чем это происходило в прежние годы. Действующие на сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть нарисована контурным способом без отдельных частей.
II уровень - выполнение всех требований, перечисленных ранее, при отсутствии шеи, волос, одного пальца руки, наличие синтетического способа рисования (все части отдельно).
III уровень - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги, или и то и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
IV уровень - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.
V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы только голова и ноги. Каракули.
1. Белова Н.И. Основы специальной дошкольной сурдопедагогики. -М., 1979.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1977.
5. Ветер Л.А., Дьяченко ОМ., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1980.
7. Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М., 1975.
8. Гуткипа Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1999.
9. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1976.
10. Корсупская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. -М, 1969.
11. Леонгард Э., Самсонова Е., Иванова Е. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. -М., 1990.
12. Морева Н/А. Степень речевой готовности глухого ребенка к поступлению в I класс / В сб. Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих. - 1981.
13. Носкова Л.П. Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста //Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. - М., 1982.