Дипломная по теме: Речевое развитие слабослышащих детей

Название работы: Речевое развитие слабослышащих детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение____________________________________________________________3

Глава I. Теоретические основы речевого развития слабослышащих детей

I.1. Речевое развитие детей в норме__________________________________6

I.2. Становление и развитие речи слабослышащего ребёнка_____________13

I.3. Условия речевого развития слабослышащего ребёнка______________ 20

Глава II. Опытно-экспериментальные исследования речевого развития детей с нарушением слуха

II.1. Диагностика развития устной речи______________________________ 36

II.2. Разработка комплексной коррекционной программы по развитию речи слабослышащих детей________________________________________________ 54

Заключение_________________________________________________________ 63

Литература__________________________________________________________65

Выдержка:

Введение.

Важным компонентом интеллектуального развития является способность человека достаточно полно осознавать и выражать в речи совершаемые действия. Эта способность представляет собой одну из форм участия речи в накоплении опыта ребенка, в формировании у него умений решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Ранняя потеря слуха у детей ведет к существенным отклонениям, как в развитии речи, так и в общем развитии ребенка. Словесная речь у таких детей не развивается совсем, или в условиях специального обучения формируется замедленно и со значительными отклонениями, препятствующими налаживанию нормальных словесных контактов с окружающими их людьми. А это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на познание слабослышащими детьми окружающего мира, на ориентировку в нем, на формирование их мышления и психики, на уровень социальной адаптации.

«При дефекте слухового анализатора страдает в первую очередь речевая зона левого полушария. Нарушается адекватное формирование мозговых структур, связанных с речевой функцией, не получающих никакой речевой информации или получающих искаженную звуковую информацию.» (49)

Вот почему при нарушенном слухе формирование речи крайне затруднено или вообще невозможно без специального обучения. Последствия первичного дефекта, если ребенок не попадает в специальные условия его обучения и воспитания приводят к глубоким нарушениям развития. (38)

Поэтому особое место в обучении и воспитании детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. Уже на начальном этапе обучения речевое недоразвитие постепенно компенсируется в ходе коррекционной работы: учащиеся овладевают базисной лексикой, грамматическими средствами ее оформления. При этом используются все сохраненные анализаторы, в том числе даже незначительные остатки слуха. Однако, проблема речи до сих пор остается «проблемой проблем всей сурдопедагогики» (9). Многие известные ученые – Ф.Ф.Рау, С.А.Зыков, Р.М.Боскис, Е.Н.Марциновская, И.И.Дорофеева, Е.А.Гиндина, И.А.Теплоухова, А.Л.Лосева, Н.И.Зимкин, Д.И.Эйдмен, Е.А.Черкасова, Г.А.Каше, Н.С.Жукова, Г.В.Чиркина, Т.Б.Фяличева, Т.Б.Филичева, Ж.И.Шиф, Л.П.Носкова, А.М.Гольберг, Л.М.Быкова и другие, – занимались проблемой развития речи детей с нарушениями слуха.

Ф.Ф. Рау разработал методику первоначального обучения глухих словесной речи. С.А. Зыков в 50–е годы ХХ столетия провел исследования, которые позволили ему сделать выводы и создать новую теорию обучения языку как средству общения. В эти же годы была экспериментально доказана целесообразность более широкого использования дактильной речи как средства, помогающего речевому общению на начальном этапе обучения. Р.М. Боскис, известная в сурдопедагогике, как автор фундаментальных работ, положенных в основу классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого развития таких детей и наметила общие подходы к обучению языку. Важную роль в разработке эффективной системы обучения слабослышащих детей речи сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Н.Г. Морозовой и других. Введение в систему обучения предметно–практической деятельности (С.А. Зыков, Г.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерова) позволило создать условия возникновения и удовлетворения потребности слабослышащих учащихся в словесной речи, тем самым было обеспечено формирование речи в условиях мотивированного поведения, что устранило опасность формального усвоения языковой системы.

Условия формирования речи у слабослышащего ребенка иные, чем у слышащего; это существенным образом сказывается на всем ходе развития речи слабослышащих детей. Изучение этих условий является одной из важных тем для исследований в сурдопедагогике.

Условиям формирования речи слабослышащих дошкольников посвящены работы психологов (Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова), но условиям формирования речи слабослышащих младших школьников не уделено должного внимания. Если ребенок с нарушением слуха, то речевое общение, являющееся обязательным условием развития слышащего ребенка, у него не возникает.

Таким образом, сложилось противоречие из объективной необходимости развития словесной речи слабослышащих школьников и недостаточности теоретико-технологической разработки данного вопроса специальной психолого-педагогической науки.

Данное противоречие обусловило актуальность проблемы развития речи слабослышащего ребенка и выбор темы: «Речевое развитие слабослышащих детей».

Цель исследования – определить роль речевого развития детей.

Объект исследования – роль речевого развития у детей.

Предмет исследования – развитие словесной речи слабослышащих детей.

Задачи исследования:

• Определить уровень разработанности проблемы в теории и практике в специальной педагогике и психологии;

• Изучить роль словесной речи в обучении слабослышащих детей;

• Разработать коррекционную программу по развитию речи слабослышащих детей в процессе обучения.

Гипотеза исследования – процесс речевого развития слабослышащих детей будет эффективным, если:

- определить роль словесной речи в обучении слабослышащих детей;

- выявить особенности словесной речи слабослышащих детей в условии школы-интерната;

- разработать коррекционную программу по развитию речи слабослышащих детей.

Выдвигаемые в исследовании задачи решаются с помощью основных и специализированных методов, применяемых в социальной и практической психологии.

Нами было проведено диагностическое исследование по развитию устной речи у глухих школьников на базе специальной коррекционной школы-интернат №11 г. Шадринска. В исследовании участвовало шесть учащихся из третьего класса.

При изучении уровня развития устной речи у слабослышащих детей были использованы комплексные задания, которые позволили решить одновременно несколько диагностических задач: выявление объема словарного запаса, уровня развития импрессивной и экспрессивной сторон речи, оценки понимания обращенной речи, определение уровня владения навыками связной речи.

Задания детям предъявлялись индивидуально. Время обследования не превышало 40 минут, что соответствовало максимальной работоспособности школьника.

При диагностике речевого развития нами были опробированы три вида помощи: эмоционально-регулирующая, направляющая, обучающая.

Литература.

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро– и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 г – 216с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектолог. Фак. Высш. Пед учеб. Заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 384 с

3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 224с.

4. Болбат Л.В., Калашникова Т.В., Святоха Н.В., Яншина Т.М. «Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология, 2000 г. – №3, с. 82;

5. Болбат Л.В., Калашникова Т.В., Святоха Н.В., Яншина Т.М. «Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология, 2000 г. – №4, с. 85;

6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., «Просвещение», 1963 г.

7. Боскис Р.М. О развитии словесной речи глухонемого ребенка. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1939 г.

8. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха – М.: «Просвещение», 1988 г.

9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха а развитие ребенка. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1954 г

10. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: «Просвещение», 1967 г.– 207 с.

11. Выготский Л.С. «Коллектив как фактор развития дефективного ребенка// Дефектология, 1994 г – №4

12. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001 г – 304с – (Коррекционная педагогика)

13. Дети с отклонениями в развитии: Методич. Пособие. Сост. Н.Д. Шматко – М., Аквариум, 1997 г –128с

14. Зайцева Г.А. Дактилология. Жестовая речь: Учебное пособие для студ. Деффаков. – М.: Просвещение, 1991 г.

15. Зайцева Г.А. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000 г. – 192с. (Коррекционная педагогика)

16. Зайцева Г.А. Зачем учить глухих детей жестовой речи?// Дефектология, – 1995г – №2 – с. 3–7

17. Зайцева Г.А. Система жестового общения глухих. Язык в океане языков. – Новосибирск, 1993 г

18. Зайцева Г.А. Словесно–жестовое двуязычие глухих// Дефектология. – 1992 г. – №4

19. Зикеев А.Г. Особенности работы на уроках развития речи в подготовительных классах школ для слабослышащих детей.// Дефектология – 2000 г. – №3 –с 42–48

20. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников.// Дефектология. – 2001 – №3 – с 35–37

21. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников// Под ред. Л.П. Носковой.–М., 1989 г.

22. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих – М.: «Педагогика», 1983г

23. Кузьмичева Е.П. «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся».–М., Просвещение, 1991г

24. Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. Пособие: в 2 ч.–М,: Издательство НЦ ЭНАС, 2001г–Iч., 136с.

25. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников.// Развитие и коррекция.– 1998г–

26. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Посвещение, 1985

27. Леонгард Э.М. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников.–М.: Просвещение, 1971г

28. Леонгард Э.М., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991г

29. Методика обучения глухих устной речи: Учебное пособие/ Под ред. Ф.Ф. Рау.– М.: Просвещение, 1976г.

30. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г – 288с. – (Коррекционная педагогика)

31. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студ. Педвузов. – М.: Владос, 2001 – 224с

32. Никитина М.И., Пенин Р.П., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. – СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 1996 г – 159с

33. Обучение глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Рау.–М.: Просвещение, 1976

34. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха/ Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: 1994г.

35. Проблемы практической психологии в 2 частях. 4.II коррекционная работа практического психолога с разновозрастным котингентом: Межвузовский сборник научных трудов. – Шадринский Гос. Педаг. Институт, 2000 г. – 215 с.

36. Психология глухих детей/ Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой.–М.: Просвещение, 1971г.

37. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Метод. Рекомен. Для родителей / Под ред. Э.И. Леонгард.–М.: Просвещение, 1985 г

38. Рау Ф.Ф. «Формирование устной речи у глухих детей»–М.: Педагогика, 1981 г.

39. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей// Дефектолгия. – 1991г. – №1–с 151–153

40. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.: педагогика, 1973 г

41. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих: Пособие для учителей.–М.: Просвещение, 1981г.

42. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов.–Л., 1990г.

43. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. «Готовность слабослышащих детей к обучению в школе: Учеб. Пособие дя вузов.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.–192с. (Коррекционная педагогика)

44. Синяк В.А., Кудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка – М.: Просвещение, 1975 г.

45. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников.–М.: Просвещение, 1984 г.

46. Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника. – М.: Чайка, 1994г.

47. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. Н.М. Назаровой – 2–е изд., стереотип.– М.: Издательский центр «Академия», 2002–400с

48. Сурдопедагогика/ Под ред. А.И. Дьячкова – М.: АПН РСФСР, 1963г.–335с

49. Фишман М.Н. «Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения//Дефектология, 2002, №5

50. Шиф Ж.И. Усвоения языка и развитие мышления у глухих детей.–М.: Просвещение, 1968г. – 318с

51. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Пер. С нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой, науч. ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г–248с

52. Яцунова О.А. Не такая как все: Воспитание и обучение в семье глухих детей. – М.: Знание, 1991г.– 190с.

Похожие работы на данную тему