Дипломная по теме: Причины школьной дезадаптации младших школьников и возможности коррекции

Название работы: Причины школьной дезадаптации младших школьников и возможности коррекции

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6

1.1. Проблема школьной дезадаптации в психолого-педагогических исследованиях 6

1.2. Причины дезадаптации младших школьников 13

1.3. Возможности коррекции дезадаптации младших школьников 24

Выводы по первой главе 40

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ 41

2.1. Организация и методы исследования 41

2.2. Анализ результатов I этапа исследования. 45

2.3. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации. 61

2.4. Анализ результатов II этапа исследования 63

Вывод по второй главе 74

Заключение 76

Литература 78

Приложение………………………………………………………………………..82

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка- начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становиться учебная деятельность.

Целью обучения и воспитания является всестороннее развитие личности. Но в процессе обучения отдельные учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями в адаптации к учебной деятельности, таких учащихся относят к разряду неуспевающих. В школе психолог сталкивается с массой проблем, от успешного решения которых зависит благополучие школьников, и школьная дезадаптация среди них на первом месте. Изучением данной проблемы занимаются и педагоги и психологи. Много работ посвящено рассмотрению не адаптации учащихся. Большинство авторов, такие как, Безруких М.М., Каган В.Е., Чуткина Г.М., основываются на том, что она возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Поэтому психологическое решение проблемы не адаптации заключается в анализе ее причин и предотвращении или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе. Так проблема своевременного распознавания причин, вызывающих трудности в обучении, и их преодоления относится к числу самых актуальных и трудных задач педагогов и психологов. Закономерным является всестороннее рассмотрение этой проблемы, которое является самыми распространенными факторами не адаптации. Несмотря на совершенствование качества процесса обучения и воспитания, число неуспевающих учащихся по-прежнему не уменьшается. Проблема неадаптации выступает в связи с этим как одна из острых и актуальных на сегодняшний день. Многие исследователи педагогической и психологической науки пытаются определить причины неуспеваемости, разработать пути преодоления ее в учебном процессе. На пути разрешения данного вопроса уже сделано немало, но затруднения учащихся в школе не исчезают, учитель сталкивается в каждом конкретном случае с определенным видом и типом неуспеваемости, а также причиной, вызвавшей отставание в учении. Психолог должен своевременно проводить работу по преодолению неуспеваемости, так как успеваемость на начальном этапе обучения является базой, способствующей общему эмоциональному благополучию в школе. Раннее преодоление неуспеваемости поможет создать благоприятные условия для успешной учебной деятельности.

Таким образом, теоретическая и практическая необходимость в рассмотрении данной проблемы существует. Следовательно, мы в своей дипломной работе, целью которой мы видим изучение методов профилактики и коррекции школьной дезадаптации, попытаемся решить следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте»;

Глава 2:

Большинство дезадаптирванных детей имеет низкий уровень и внешнюю направленность школьной мотивации, большинство детей с хорошей школьной адаптации имеют хороший и высокий уровень школьной мотивации. Следовательно, мы можем предположить, что степень адаптированности детей к школе зависит от уровня школьной мотивации.

Этот вывод требует статистического подтверждения. Для этого мы снова использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При сравнении уровня адаптирвоанности и школьной мотивации первоклассников, был получен коэффициент корреляции равный rs = - 0,805 (p < 0,01), что подтверждает вывод о том, что причиной школьной дезадаптации является недостаточной уровень школьной мотивации учащихся.

4. Методика «Лесенка»

Данная методика разработана В.Г. Щур и предназна¬чена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представ¬ления между собой.

Цель: исследовать уровень самооценки младшего школьника: систему оценивания окружающих.

Протокол методики см. в приложении 5, результаты см. в таблице 7.

Таблица 7

Результаты диагностики уровня самооценки младших школьников перед проведением коррекционной работы

Заключение:

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное отношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что и в сельской, и в городской школах у детей в равной степени сформированы и познавательная, и коммуникативная, и личностная сферы, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные подтверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхода.

Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.

Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.

При отборе появились дети с высоким уровнем школьной мотивации, на 30% возросло количество детей с хорошим уровнем мотивации, не осталось детей с внешней, низкой и негативным уровнем мотивации. Значимость произошедших изменений была подтверждена статистически.

Таким образом, в ходе исследования была доказана гипотеза о том, что причинами школьной дезадаптации являются в том числе нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности младших школьников. Коррекция школьной дезадаптации возможна при условии коррекции этих сфер.

Похожие работы на данную тему