Введение
Большинство исследователей единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияет на результаты деятельности, учебную успеваемость, неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Психолог А.М. Прихожан, обследовавшая тревожных детей, установила, что самой характерной чертой таких детей является заниженная самооценка. Повышение самооценки – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе.
Таким образом, как мы видим, решение проблемы тревожности относиться к числу острых и актуальных задач психологии, и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности, что приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряд трудностей на последующих возрастных этапах.
Цель работы – использование психолого-педагогической коррекции тревожного поведения в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – особенности психолого-педагогической коррекции в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – нивелирование тревожного поведения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
1) психолого-педагогическая коррекции будет способствовать снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме тревожности.
2. Провести теоретический анализ литературных источников по теме «Психолого-педагогическая коррекция».
3. Исследовать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.
4. Составить и апробировать психолого-педагогическую коррекции тревожного поведения детей младшего школьного возраста и установить эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.
Глава 2. Психолого-педагогическая коррекция
2.1. Понятие психолого-педагогической коррекции, ее цели, задачи, содержание, требования к разработке коррекционных программ
Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми - детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциалъных творческих резервов.
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Педагог, учитель или воспитатель постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения детей, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов и неудач в той или иной деятельности. В большинстве случаев эти причины и основания имеют психологический характер. Поэтому осуществлять какие-либо исправления, коррекцию выявленных недостатков в развитии, поведении, отношениях ребенка педагог должен обязательно вместе с психологом, работающим в данном учреждении образования.
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов, но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка. Учителя, получившие глубокие знания по психологии, могут самостоятельно (особенно в не очень сложных или типичных случаях) вести коррекционную работу, но и они должны всегда нести самую строгую ответственность за результаты своей деятельности.
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступателъном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях. Обязательная задача - полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если взрослые с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребенка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционной работы с ребенком становится актуальной.
Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожностъ или, в более тяжелых формах, школьный невроз или дидактоскалогении. Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку. Это связано с тем, что в педагогической практике ошибка заслуживает порицания или наказания: она не расценивается как нечто неизбежное в процессе усвоения новой деятельности, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность. В младшем школьном возрасте коррекционному воздействию подлежат прежде всего те недостатки психического развития ребенка, которые являются причинами школьной дезадаптации. У каждого ребенка - свои школьные проблемы и трудности, а за внешне одинаковыми трудностями скрываются самые различные причины их происхождения. Поэтому выбор направления коррекционной работы сложен и ответствен.
Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Библиографический список используемой литературы
1. Активные методы в работе школьного психолога//Под ред. Дубровиной И.В., А.М. Прихожан и др. – М., 1990
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38
3. Аракелов Н.Е., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18
4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб., 2004
5. Битянова М.В. Организация психологической работы в школе. – М., 1998
6. Большаков В.Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры. – СПб., 1996
7. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 - №1 – с. 104-113.
8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002 – 176с.
9. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – с. 54-57.
10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997
11. Клюева Н.В., Касаткина Р.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15
13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2003
14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 - № 6 – с. 34-41
15. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976
16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977
17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000
18. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей//Психологическая наука и образование. - 1988 - №2-с.15
19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004
20. Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1997
21. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 - №5 – с. 38-40
22. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996
23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 – 240с.
24. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2002
25. Практическая психодиагностика // Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2003
26. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. – М., 1994
27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998, №2, с.11-18
28. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – с.191
29. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 1988. – с.110-113
30. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. – М., 1997
31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1999
32. Психология. Словарь // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 494 с.
33. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками // Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1993
34. Руководство практического психолога: готовность к школе; развивающие программы // Под ред. Дубровиной И.В. – Е-бург, 1998
35. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии – 1969 - № 4 – с. 107-116
36. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., - 1966
37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972
38. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983
39. Хрестоматия по самосознанию // Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2000
40. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001
41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.
42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977
43. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995