ВВЕДЕНИЕ
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в рамках дополнительного образования, несомненно, должен использоваться индивидуальный подход к различным группам детей.
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказании дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» образовательное учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого - развитие мотивации личности к по знанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, ук¬репления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Принятая в 1999 г. программа развития воспитания в системе образо¬вания в России на 1999-2001 годы, также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводила значительную роль принципам гуманистического индивидуального характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». Программой декларируется необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются также цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых - обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, развитие гуманистиче¬ских принципов, содержания и механизмов воспитания и т. д. Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.
Таким образом, в указанных нормативных документах по дополни¬тельному образованию достаточно четко просматривается особое внимание к его личностно-развивающему потенциалу.
При этом в меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров как составной части системы непрерывного образования, становится необходимостью педагогическое управление процессом развития творческого, активного человека; увеличиваются запросы науки и практики в раскрытии особенностей повышения квалификации педагогических работников учреждений образования.
Современное понимание внеклассной работы с детьми, трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей, переход к личностно ориентированному образованию в системе непрерывного повышения квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей требуют совершенствования методического подхода как основания, с позиции которого осуществляется организация педагогического процесса.
Новое содержание образования требует нового характера повышения квалификации педагогических работников, взаимодействия людей внутри системы дополнительного образования на основе личностно ориентированного индивидуального подхода. Следовательно, необходимо методическое обеспечение процессов повышения квалификации опережающего характера, основанное на прогнозировании развития педагогических систем.
Значимость исследуемой в данной дипломной работе тематики подтверждают труды известных ученых: О.С. Анисимова, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Л.В. Байбородовой, В.П. Беспалько, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, Г.П. Зинченко, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, П.И. Пидкасистого, Ю.П. Поваренкова, И.П. Подласого, Е.И. Рогова, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Е.В. Титовой, В.Б. Успенского, Г.И. Хозяинова и ряда других.
Теоретико-методологической базой исследования явились:
1. - Философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, Л.С. Выготский, Т.С. Злотникова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К. Роджерс, К.Д. Ушинский и др.);
2. - Положения общепсихологической и психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);
3. - Теория непрерывного образования и концепция личностно ориентированного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.М. Никитин, В.А. Сластенин и др.);
4. - Исследования по теории и практике педагогического образования (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, Ю.П. Поваренков, И.П. Подласый, В.Б. Успенский и др.);
5. - Теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
6. - Концепции вариативно-программного подхода (А.В. Волохов, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, М.И. Рожков и др.).
7. - Научные подходы к определению сущности методики и технологии (О.С. Анисимов, Л.В. Байбородова, В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Л.И. Маленкова, Е.В. Титова, Н.Е .Щуркова и др.).
Цели дипломной работы:
1. Провести теоретический анализ особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.
2. Провести экспериментальное исследование возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.
Задачи:
1. Проанализировать общепсихологическую, педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение индивидуального подхода как психолого-педагогического феномена.
3. Выявить специфику категорий детей в дополнительном образовании.
4. Провести экспериментальное исследование возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предмет исследования: анализ возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.
Объект исследования: группа младших школьников из двадцати человек, обучающихся в школе №5, до проведения с ними развивающих игр и после проведения развивающих игр.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что проведение развивающих игр является важным методом преодоления отставания в учебной деятельности для ребёнка младшего школьного возраста.
Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной педагогике и психологии практически не проводилось исследований, качественно исследующих данную специфику.
Методы и методики исследования: в качестве методического оснащения нами были избраны:
1. Метод анализа личных дел.
2. Методика оценки объема внимания
3. Методика измерения объема восприятия
4. Методика на склонность к одиночеству.
5. Метод математической обработки результатов.
Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов при помощи выявления процентного соотношения и выявления индекса корреляции Пирсона, можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.
Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе педагога и психолога в сфере работы с ребёнком младшего школьного возраста в рамках дополнительной помощи ему для преодоления отставания.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.
2.2.2.2. Характеристика неуспевающих.
Дефекты общего развития характерные для длительно неуспевающих учащихся, являются часто результатом запущенной ещё в начальной школе неуспеваемости.
Некоторые особенности личности школьников перешедших в IV класс, такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно. Известная поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки .
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими и фантастическими книга¬ми, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют много времени спортивным тренировкам и подвижным играм, работе в юннатских и других кружках. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М.,1983.
2. Алиева Л.В., Остапец А.А. Роль взаимодействия образовательных учрежде¬ний в формировании воспитательного пространства // Внешкольник. 1998. №7-8.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, №1.
6. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
7. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – «Известия АПН РСФСР», 1951, №36.
8. Бредихин Г. А. Дополнительное образование детей Московской области // Дополнительное образование. 2000. № 1.
9. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. М., 1965
10. Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.,1994.
12. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
13. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
14. Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. №2.
15. Горский В. А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система допол¬нительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования // Дополнительное образование. 2000. № 1.
16. Горский В. А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 3-4.
17. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита вни¬мания как причина школьной дезадаптации //Школа здоровья. -1994. -№1. -С. 91-104.
18. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 86-92.
19. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.04.96 № 12-ФЗ).
20. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.,1982.
21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре¬бенка.- М., 1986.
22. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
23. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
24. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993.
25. Корнева Н., Буева И. Модель образовательной деятельности учреждения до¬полнительного образования инновационного типа // Внешкольник. 1999, № 1.
26. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
27. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у де¬тей. – 1985.
29. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьни¬ка? – М., 1980.
30. Леках В. А. Системный подход в дополнительном образовании // Допол¬нительное образование. 1999. № 3.
31. Леках В. А. Системный подход в дополнительном образовании // Допол¬нительное образование. 1999. № 1.
32. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз¬витие и решать их проблемы. – М., 1991.
33. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., «Знание», 1976.
34. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968г.
35. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994.
36. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб., 1995.
37. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг¬ностика и коррекция младших школьников. – М., 1994.
38. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.
39. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников. «Советская педагогика», 1965, №7.
40. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуально¬го развития детей. – М., 1981.
41. Панов В. И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской академии образования. 2000. № 2.
42. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
43. Попова Г. Н. , Гайнулина В.М. О смысле развития дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. № 1.
44. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дуб¬ровиной. – М., 1998.
45. Проблемы, идеи, практика// Внешкольник. 1997. № 9.
46. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 годы. (Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574 в соответствии с решением коллегии от 28.09.99 г. № 19 «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования») // Внешкольник. 2000. №1.
47. Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельница. – М., 1985.
48. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубро¬виной. – М., 1995.
49. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. – 1988. – № 3.
50. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоро¬вье. – М., 1989.
51. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореф. Канд. Дис., М., 1970.
52. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.
53. Суслов А. В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. 1999. № 2.
54. Татьянченко Д. В., Воровщикова С. Г., Фомина Т. А. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей // Внешкольник. 1998. № 5.
55. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. за № 233 (Собрание законодательства Россий¬ской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053) // Внешкольник. 1997. № 4
56. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение., М., «Педагогика», 1977.
57. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994
58. Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. – М., 1967.
59. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Диаг¬ностика и коррекция умственного развития в школьном и дош¬кольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.