Введение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития человека является одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несёт в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж Руссоопределяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у младших школьников. Это такие ученые, как А.К. Марков, В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Щукина и многие другие.
Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались такие учёные как: А.Г.Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов и другие.
Таким образом, актуальность проблемы развития познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в практике учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников через систему учреждений дополнительного образования».
Целью нашей работы явилось: изучение возможностей учреждений дополнительного образования в развитии познавательной активности младшего школьника и разработка проекта коррекционной программы по развитию познавательной активности младших школьников на базе кружка «Умники и Умницы».
Глава II. Роль учреждений дополнительного образования в формировании и развитии познавательной активности младших школьников
2.1. Становление и развитие системы дополнительного образования
Открытие в 1920 г. – Биостанци юных наТУРалистов им. К. А. Тимирязева), положило начало государственной системе внешкольного образования детей.
Таким образом с 1992г. В Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, т.е. системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей.
Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей.
Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает, как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует её к творчеству.
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребёнка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идёт процесс формирования гуманистических ценностей ориентаций. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создаёт органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник,
творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Библиографический список
1. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-3-е изд., перераб. И доп.-М.: изд. «Ось-89»,2000.-с.36,40.
2. Аристова Л. П. Активность учения школьников. - М., 1988.
3. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития – Внешкольник, N29,1997, с.6-8.
4. Бабаева Ю. Д. Тренинговые методы выявления одарённости./ Под ред. В. И. Панова.-М., 1997, с.69.
5. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр.педагог.труды./ Сост. М. Ю. Бабанский.-М., Педагогика,1989, с.560.
6. Бауман Д. Э. Познавательные процессы учащихся как средство активизации учебного процесса. – М., 1998.
7. Блохина Е.В. и др. Активизация познавательной деятельности учащихся. – Курган, - 2000.
8. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов. Под ред.проф. А. В. Петровского.-М, Просвещение,1973, с. 86.
9. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997).-М, 1997.
10. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Эксперементальное формирование внимания.- М.,1974, с.86.
11. Горшкова В. В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности как фактор формирования активности школьников. – С. Пб., 1993.
12. Груздев П. Н., Ганелин Ш. Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения.- М., АПН РСФСР, 1949, с.356.
13. Губский Е. Ф., Кораблёва Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. – М.,1997. – 576с.
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986, с.89.
15. Еникеев М И. Теория и практика активизации учебного процесса. – Казань, 1963.
16. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов.- Дисс.канд.пед.наук- Екатеринбург,1993.
17. Калиш И. В. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей./ Под ред. А. К. Бруднова.- М.:Владос,2000-с.11.
18. Кезина Л. П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс.канд.психол.наук.-М.,1995.
19. Кларин М. В. Инновация в мировой педагогике.- Рига, 1995, с. 102.104.
20. Коменский Я. А. Великая дидактика.изб.пед.произведения. В 2-х т.-М., Педагогика,1982- T.I, c.242.
21. Красновский Э.А. Активизация учебного познания./Сов.педагогика.-1989,N25 c.10-16.
22. Ламберг Р.Г. Осамостоятельной работе учащихся./ Сов.педагогика-1962, N22 c.16-27.
23. Лебедева Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. заведений.- М.,2003.- 256 с.
24. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия.- М.- Воронеж,1997, с.96.
25. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной
активности школьников. Автореф.дисс.канд.пед.наук.- Тбилиси,1990.
26. Локк Д. Мысли о воспитании./Пед.наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.-М., Педагогика,1989, с.145,179.