Введение:
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития человека является одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несёт в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж Руссоопределяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у младших школьников. Это такие ученые, как А.К. Марков, В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Щукина и многие другие.
Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались такие учёные как: А.Г.Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов и другие.
Таким образом, актуальность проблемы развития познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в практике учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников через систему учреждений дополнительного образования».
Целью нашей работы явилось: изучение возможностей учреждений дополнительного образования в развитии познавательной активности младшего школьника и разработка проекта коррекционной программы по развитию познавательной активности младших школьников на базе кружка «Умники и Умницы».
Глава 2:
Туристско-краеведческое направление – организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования. Изучение детьми природы, истории, культуры родного края. Программы проектируются с учётом социокультурного потенциала посёлка, города, региона. Ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской, экскурсионной деятельности, на привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.
Художественное направление – программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства – музыкальное творчество,
театральное творчество, хореографическое творчество, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.
Следовательно, существующие различные формы дополнительного образования обладают отличительной чертой организации деятельности детских объединений – гибкостью и вариативностью, это ориентируясь на потребности и интересы детей. Содержание программ дополнительного образования так же зависит от социальных запросов со стороны родителей, школы, органов управления образованием. Которые классифицируются по различным направлениям: техническое; эколого-биологическое; туристско-краеведческое; художественное; спортивное направление.
Заключение:
Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
- естественное стремление школьников к познанию.
- положительное отношение к учёбе.
- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата;
- проявление воли в процессе овладения знаниями. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о её формировании и развитии.
Наше исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательное учреждение в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребёнка.