Введение.
Актуальность работы определяется следующими положениями.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др., возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако, не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.
К тому же особенности психического и моторного развития детей с задержкой психического развития не могут не сказаться на формировании речи и звукопроизношении.
Цель исследования: изучить особенности звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методика обследования звукопроизношения младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: нарушения звукопроизношения младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у младших школьников с задержкой психического развития имеются нарушения звукопроизношения.
Задачи:
1) проанализировать литературу по развитию звукопроизношения у младших школьников в норме и ЗПР;
2) охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на обучение младших школьников в классах КРО;
3) подобрать методику для обследования звукопроизношения у младших школьников с ЗПР;
4) провести констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений звукопроизношения у младших школьников с ЗПР.
Исследование проводилось на базе коррекционной школы № 1275 г. Москвы, 2 «А» класса.
Глава 2. Особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с ЗПР.
2.1. Методика констатирующего эксперимента.
Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т. е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов.
Следующим требованием является надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.
Необходимо, чтобы обследование не продолжалось более одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).
Список литературы.
1) Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М., 1982
2) Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997
3) Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967
4) Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 - т.5.
5) Голубева Г. Г. К вопросу изучения нарушений восприятия и дифференциации звуков речи у дошкольников с ЗПР // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями. СПб., 1999.
6) Голубева Г. Г. Характер нарушения сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи у детей с ЗПР // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1999.
7) Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984
8) Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1985
9) Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973
10) Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985
11) Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6
12) Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999
13) Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение: Программно-методические материалы / Сост. С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 1998.
14) Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992
15) Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.-1990
16) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
17) Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980.
18) Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978
19) Лубовский В.И. Теоретические аспекты разработки методического подхода к диагностике нарушений психического развития // Психология аномальных различий: Тезисы докладов I Республ. науч. конф.: В 2 т. Т.II. Вильнюс, 1986. С. 264— 266
20) Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987
21) Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991
22) Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.
23) Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1977. № 3. С. 3—9
24) Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития // Дефектология. 1975. № 5. С. 34—42
25) Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М.: Наука-пресс 1998.
26) Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989
27) Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
28) Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. 18.Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990
29) Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005
30) Ульенкова Н. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46—50.