Введение
В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.
Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и другими) в данном возрасте.
Глава 2. Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у младших школьников
2.1. Организация практического исследования
Основной целью младшего школьного возраста с использованием предложенных диагностических заданий и упражнений. В соответствии с поставленной целью реализовались следующие задачи:
- определить этапы педагогического исследования и его участников из числа детей младшего школьного возраста;
- разработать алгоритм проведения исследовательской работы с указанной группой детей;
- установить сроки обучающего эксперимента.
К исследовательской работе были привлечены дети из старшей возрастной группы с нормальным физическим слухом и с охранными возможностями интеллектуального развития. Не были использованы, какие либо предпочтения.
У выбранных детей имеются нарушения речи, связанные с врожденными аномалиями в строении артикуляционного аппарата, нарушением звукопроизношения разной структуры дефекта, искажение слоговой структуры слова, нарушения темпа и ритма, мелодико-интонационной стороны речи. Предварительно дети были разделены по группам: для участия в констатирующем исследовании 10 детей, в контрольной и экспериментальной по 5 детей.
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. – СПб.: Феникс. - 2007. – С.583.
2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Просвещение. – 2008. – С.477.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – СПб.: Питер. - 2009. – С.500.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение. - 2008. – С.478.
5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Академия. - 2007. – С.537.
6. Корнев А.Н. Нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста. – М.: Прогресс. - 2008. – С.427.
7. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей младшего школьного возраста. – М.: Сфера. - 2007. – С.400.
8. Логинова Е. А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников. – М.: Сфера. – 2008. – С.677.
9. Логинова Е.А. Нарушения письма. - М.: Просвещение. – 2008. – С.746.
10. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под редакцией Г.В.Чиркиной. – М.: Гном и Д. – 2007. – С.697.
11. Парамонова Л.Г. Дисграфия. Профилактика и коррекция. – СПб.: Союз. – 2008. – С.683.
12. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей. – М.: Просвещение. - 2008. – С.472.
13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Просвещение. - 2008. – С.393.
14. Самин А.П. Диагностика нарушений речи у детей младшего школьного возраста и организация логопедической работы. – М.: Сфера. - 2008. – С.498.
15. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Владос. – 2008. – С.687.
16. Ушакова О.С. Методика развития речи детей младшего школьного возраста. – М.: Владос. – 2009. – С.784.
17. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Академия. – 2009. – С.853.
18. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей младшего школьного возраста. – М.: Академия. - 2008. – С.483.