Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавли¬ваются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действи¬тельно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным про¬блемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занима¬ются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явле¬ниями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Актуальность темы. Нарушение речи очень тяжелая проблема для многих людей, поскольку ограничивается как круг общения, так и отношение окружающих к самому человеку. Человек становится одинок, затрудненность в общении не позволяет ему активно участвовать в общественной жизни.
Патологии и нарушение речи возникают в детском возрасте, когда формируется детский речевой аппарат. Если своевременно не обратить внимание на данную проблему, то с возрастом лечение патологии речи становится более трудным, а иногда и не вылечиваемым процессом. Поэтому основная задача логопедов, психологов, а также родителей в первую очередь помочь ребенку разрешить данную проблему, активно заниматься по всевозможным методикам и программам коррекцией речи.
типично сокращение количества слогов: "тевики" вместо "снеговики".
• Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, "мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак" вместо "С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк".
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче¬ского слуха, выраженное отставание в формировании сло¬варного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, 'которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются “обходить” трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначаю¬щими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании.
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
6. Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у дошкольников.–М.,2002.
7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
8. Психология Р.С. Немов, Москва: Просвещение, 1995.
9. Психология Р.С. Немов, Москва: Просвещение, 1995.
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989
12. Сикорский М.А. О развитии речи у детей // Сб. науч.-лит. статей по вопросам обществ. психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. - Киев-Харьков, 1999.
13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
14. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
15. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.