Введение:
Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавли¬ваются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действи¬тельно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным про¬блемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занима¬ются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явле¬ниями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Актуальность темы. Нарушение речи очень тяжелая проблема для многих людей, поскольку ограничивается как круг общения, так и отношение окружающих к самому человеку. Человек становится одинок, затрудненность в общении не позволяет ему активно участвовать в общественной жизни.
Патологии и нарушение речи возникают в детском возрасте, когда формируется детский речевой аппарат. Если своевременно не обратить внимание на данную проблему, то с возрастом лечение патологии речи становится более трудным, а иногда и не вылечиваемым процессом. Поэтому основная задача логопедов, психологов, а также родителей в первую очередь помочь ребенку разрешить данную проблему, активно заниматься по всевозможным методикам и программам коррекцией речи.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед населением нашей страны.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Разработанность проблемы. Проблему нарушения речи изучают многие известные ученые – Выгодский Л.С., Лурия А.Р., Сикорский М.А. и т.д.
Цель курсовой работы – выявить сущность и особенности нарушения речи.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выяснить предпосылки и сущность нарушения речи;
Глава 2:
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, хотя имеют доста¬точный по возрасту запас знаний и представлений. Их само¬стоятельные высказывания начинают сопровождаться повто¬ром слое, слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь таких детей изобилует эмболами, встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, они убирают глав¬ное содержание мысли. Часто заикание сопровождается клиническими, тоническими или смешанными судорогами и со¬путствующими или насильственными движениями (подер¬гиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и другими движениями).
Наряду с особенностями речи у заикающихся детей отме¬чаются специфические особенности общего и речевого пове¬дения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее вклю¬чение в деятельность, неустойчивость внимания, несобран¬ность, неумение вовремя переключаться с одного объекта на другой. Bce это проявляется на фоне быстрой утомляемо¬сти.
Таким детям необходим щадящий режим: не торопить их во время беседы, говорить с ними спокойным тоном. В пе¬риод обострения заикания нужно направить ребенка на ле¬чение к психиатру.
Считалось, что заикающиеся - ущербные люди. Более половины неуспевающих детей по причине расстройства речи отправляют в группы умственно отсталых. Однако исследования показали, что уровень интеллекта у больных заиканием ничуть не ниже, а порой и выше, чем у нормально говорящих. Это связано с тем, что люди, ограниченные в общении, пытаются по-своему восполнить этот пробел: они больше читают, как правило, любят музыку, чрезвычайно эмоциональны, чувствительны к окружающему миру.
Заключение:
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Главное для человека с дефектом речи – понимание окружающих. А также немаловажную роль играет коррекционная работа психологов и логопедов по восстановлению речи. Чем раньше данная работа начинается, тем быстрее ребенок сможет адаптироваться к окружающему миру. Поскольку работа с людьми более старшего возраста становится практически бесполезной.