ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 10
1.1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. 10
1.1.1. Я.А. Коменский 10
1.1.2. К.Д. Ушинский 10
1.1.3. Е.Н. Водовозова 10
1.1.4. Н.К. Крупская 11
1.1.5. А.С.Макаренко 11
1.1.6. В.А. Сухомлинский 12
1.1.7. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин 13
1.1.8. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.В. Суровцева, С.Л. Рубинштейн 14
1.2. Учет индивидуальных особенностей детей в образовании 15
1.3. Специфика организации индивидуального подхода в рамках развития ребёнка в детском саду и школе 16
1.3.1. Дошкольный возраст и индивидуальное воспитание 17
1.3.3. Школа и индивидуальный подход 20
1.4. Технология дифференциации процесса обучения школьников 21
1.4.1. Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. 21
1.4.2. Критерии дифференциации учащихся 22
1.4.3. Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке 25
1.4.4. Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке 26
1.4.5. Необходимые условия реализации дифференцированного обучения. 26
Выводы по главе 27
ГЛАВА II. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 30
2.1. Дополнительное образование как феномен современности 30
2.1.1. Система дополнительного образования в РФ 30
2.1.2. Педагог дополнительного образования 31
2.1.2.1. Должностные обязанности 31
2.1.2.2. Требования к квалификации 32
2.1.3. Модели обучения во «взрослом» дополнительном образовании. 33
2.2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка как критерий выявления различных групп в дополнительном образовании 40
2.2.1. Индивидуальный процесс в ходе возрастного развития 41
2.2.1.1. Умственное и нравственное воспитание 42
2.2.1.2. Индивидуальный подход к развитию младшего школьника 43
2.2.1.3. Индивидуальный подход к подросткам 44
2.2.1.4. Индивидуальный подход в юношеском возрасте 46
2.2.2. Индивидуальный подход к неуспевающим детям 50
2.2.2.1. Психологические и психофизиологические причины отставания в обучении. 50
2.2.2.2. Характеристика неуспевающих. 55
2.2.2.3. Психолого-педагогическая помощь дополнительного образования отстающим ученикам 60
2.3. Специфика деятельности педагога дополнительного образования 64
2.3.1. Методическая компетентность - как основа деятельности педагога дополнительного образования 64
2.3.2. Сфера деятельности педагога дополнительного образования 71
2.3.3. Учреждения дополнительного образования и стратегия их развития 78
2.3.4. Методика работы педагога дополнительного образования 91
2.3.4.1. Игра и игровое взаимодействие как одно из приоритетных направлений деятельности педагога дополнительного образования 91
2.3.4.2. Содержание работы педагога дополнительного образования и формы организации деятельности в детских объединений 97
2.3.4.3. Принципы организации игровых взаимодействий и критерии эффективности игровых взаимодействий 100
2.3.4.4. Развивающая игра в структуре игр 106
Выводы по главе 107
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ 110
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 110
3.2. Организация и методика исследования 112
3.2.1. Методика оценки объема внимания 112
3.2.2. Методика измерения объема восприятия 113
3.2.3. Методика на склонность к одиночеству 113
3.3. Результаты и их обсуждение 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ I. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ 126
1.1. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии внимания 126
1.2. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии восприятия 126
1.3. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии общения 127
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 131