Введение:
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.
Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – это практика развития. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Глава 3:
Третий, заключительный, этап — обучение за¬поминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. На этом этапе использовалась сюжетно-ролевая игра «Профессии». В процессе игры выделяются группы предметов, необходимых представителю той или иной профессии: парикмахер (расческа, зеркало и т.п.), повар (ложка, кастрюлька, тарелка и т.п.)...
Дети легко запоминали названия предметов каждой группы.
Формирующий этап эксперимента проходил на протяжении двух недель. За это время были использованы разнообразные сюжетно-ролевые игры, но каждая из них была направлена на развитие словесно-образной памяти. В ходе игры перед детьми ставилась задача запомнить что-либо: предмет, его название, группу слов, цвет, числовой ряд и т.п.
Определяя задачу каждой проводимой игры, мы опирались прежде всего на уровень подготовленности детей, то есть имели в виду, какие знания, представления уже сформированы у ребят, а также устанавливали, какие навыки и умения должны формироваться в ходе каждой конкретной игры.
Готовясь к проведению игры, мы учитывали следующие моменты:
- отбор игры проводился в соответствии с задачами экспериментального исследования: развитие словесно-образной памяти в сюжетно-ролевой игре;
- установление соответствия отобранной игры возможностям детей дошкольного возраста;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места игры;
- подготовка необходимого игрового материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен осмыслить весь ход игры, возможности руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Существует несколько общих правил, которых мы старались придерживаться, организуя игру с дошкольниками:
1) игры не должны быть утомительны;
2) во время проведения игры воспитатель по возможности должен избегать замечаний играющим, так как это ведет к понижению интереса к игре;
3) игры не должны носить случайный характер;
4) воспитатель должен учитывать интересы и желания детей.
При организации сюжетно-ролевых игр следует опираться на выработанные методические указания:
а) сюжет и игровое задание должны быть понятны каждому ребенку;
б) роль должна быть интересна ребенку, добровольно выбрана ним, а не навязана организатором игры;
в) подбор игрового материала должен соответствовать замыслу и сюжету игры и возрасту играющих;
е) участие в игре должно носить добровольный характер.
Подбирая сюжетно-ролевые игры, мы подвергали их методическому анализу. В методике игры можно выделить следующие основные вопросы:
1. Воспитательная цель игры.
2. Количество играющих.
3. Объем познаний, необходимых детям для проведения игры.
4. Наличие необходимых игровых материалов.
5. Правила организации игры.
6. Возможные варианты игры.
После проведения каждой сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие памяти ребенка, имел место ее анализ. Он был направлен на выявление положительных и отрицательных результатов: какие игровые приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели? что не сработало? и почему? Такой анализ помогал избежать ошибок на последующих занятиях. Кроме того, анализ позволял выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Заключение:
Сравнительный анализ продуктивности запоминания и воспроизведения информации в лабораторных опытах и в игре позволяет утверждать, что развитие у детей процессов памяти за¬висит от мотивации данной деятельности в целом.
Ребенок осознает (и выделяет) мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания.
Мотив сообщает смысл цели и тем действиям, которые затем последуют. В связи с этим формирование мнемических действий (запоминания и припоминания) в условиях различно мотивированной деятельности представляет особый интерес.
Оптимальными условиями для развития памяти в дошкольном возрасте являются условия игры. Когда ребенок участвует в общей игре, цели запомнить и при¬помнить имеют для него совершенно конкретный и актуаль¬ный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются и решаются им значительно легче, то есть развитие памяти осуществляется активно.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. По утверждению Л.С. Выготского, память в это возрасте становится доминирующей функцией. Ни до, не после этого периода дети не запоминают с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако, память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У детей 3-4 лет память непроизвольна. Обычно дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Как правило, это происходит в процессе самых разнообразных игр: предметных, ролевых, конструктивных.
В 5 лет у детей начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание появляется только эпизодически. Наиболее трудный для запоминания материал дети воспроизводят играя. Например, взяв на себя роль продавца, ребенок может запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов. В игре-драматизации пятилетний ребенок вполне может воспроизвести довольно длинный монолог героя, запомнившийся ему во время чтения сказки.