Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.
Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их назва¬ния, основаны на тех или иных способах логичес¬кого мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствую¬щее умственное действие, а на втором — ребенок обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.
В своей работе мы делали ак¬цент на развитии мнемических приемов «группи¬ровка» и «смысловое соотнесение».
3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку.
Развивать словесно-образную память — это не только умение ставить мнемическую задачу, но и способ¬ность осуществлять контроль ее выполнения. Пси¬хологической основой самопроверки является умение ребенка соотнести, сличить полученный в процес¬се выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.
Основу самопроверки составляет «воспроизводя¬щее повторение», но она не сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направлено лишь на то, чтобы лучше запомнить сто-либо.
Самопроверка — это более сложное действие, вклю¬чающее «воспроизводящее повторение» плюс сопо¬ставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. При само-проверке очень важно осознание цели ее проведе¬ния. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание уделяется имен¬но тем моментам, которые хуже всего запомни¬лись).
1. Смирнова Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 308 с.
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Старшая группа/А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. – 168 с.
3. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1975. – 180 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 672 с.
5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
6. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Личность. Деятельность. Познавательные процессы/ Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1998. – 140 с.
7. Шаграева О.А. Детская психология/О.А. Шаграева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 315 с.
8. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
9. Ярошевич О.В. От игры - к учению/О.В. Ярошевич. – Киев: Плопресс, 2000. – 183 с.
10. Курилова Е. Развиваем память /http://www.2mm.ru/vospitanie/240