Введение.
На современном этапе развития дефектологии данная проблема является одной из наиболее актуальной в области сурдопсихологии.
Наиболее известные работы в области сурдопсихологии по проблеме развития познавательных процессов относятся ко вторй половине прошлого столетия, это исследования Л. В. Занкова и Д. М. Маянц, которые изучали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М. М. Нудельман - изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э. С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета; М. Е. Хватцев — развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. И. М. Соловьев занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Исследования этого времени имели сравнительный характер — особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий.
Перечисленные отечественные сурдопсихологи отмечают отставание в развитии видов памяти у неслышащих детей от нормы, которое составляет примерно 3-4 года. Данное своеобразие объясняет теория Л.С. Выготского, которая составлена на основе генетического принципа анализа особенностей развития детей разных категорий, показано наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических закономерностей. Автор отстаивал тезис о единстве биологических и социальных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отношения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности.
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными
Таким образом, единичные исследования изучения памяти глухих детей возможность комплексного подхода к проблеме коррекции памяти глухих детей.
Сложилось противоречие из объективной необходимости изучения памяти неслышащих школьников и недостаточной теоретико-технологической разработки данной проблемы. Противоречие обусловило выбор темы исследования: «Изучение отдельных видов памяти глухих детей младшего школьного возраста»
Цель исследования: изучение особенности памяти младших школьников.
Предмет исследования: память глухих младших школьников.
Объект исследования: особенности развития ассоциативной памяти, непосредственного и опосредованного запоминая и воспроизведения.
Гипотезы исследования: процесс развития памяти глухих детей будет эффективным при условии
- комплексной диагностики особенностей памяти глухого ребенка;
- разработка коррекционной программы по развитию памяти глухих младших школьников
Задачи исследования:
1. Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Комплексная психологическая диагностика памяти глухих младших школьников.
3. Разработка коррекционной программы развития памяти глухих детей.
Методологическая основа исследования теория Л.С. Выготского об общих закономерностях развития детей в норме и с нарушением; положение о сложной структуре развития и специфики с психологией глухого ребенка. Концепция С.Л. Рубинштейна о формировании проявления психических процессов в различных видах деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в выделении особенностей памяти глухих младших школьников и разработке коррекционной программы развития памяти глухих детей, которая будет полезна специалистам коррекционных учреждение, а так же родителям глухих детей.
Основываясь на известном принципы деятельностного подхода, в коррекционной работе развитие и коррекция памяти глухих детей будет осуществляться в игровой и учебной деятельности, с применением практических занимательных заданий и упражнений.
В систему логических игр и задач включены смекалки, головоломки, занимательные и другие виды заданий на развитие памяти, которые содержат в себе определенную умственную задачу, замаскированную сюжетом, внешними признаками, формулировкой условия. Такие задания, выполняемые в процессе игровой деятельности и при помощи игровых средств, вызывают у детей с нарушениями слуха большой интерес и способствуют развитию у них способности длительное время удерживать необходимую информацию, воспроизводить её при необходимости, а также запоминать опосредованно, использовать различные приёмы запоминания. У глухих детей возникают проблемы словесного запоминания и воспроизведения, поэтому все задания связаны с речью и не могут существовать вне ее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкина И.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. М., 1990.
2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М, 1984.
3. Богданова Т.Г., Антонова Г.А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников. / Пути интенсификации изучения обучения и воспитания детей с недостатками слуха: Сборник научных трудов. М., 1986.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М, 2002
5. Богданова ТТ., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология, 1998, № 3.
6. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя. М., 1988.
7. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989.
8. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников //Дефектология. 1981. № 4. С.30-36.
9. Вийтар Э.А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников. - Сб. науч. тр./ Исследование личности детей с нарушениями слуха. - М., 1985. С.6-13.
10. Возрастная психология / под ред. Обуховой О.В. М, 2000.
11. Вийтар Э.А., Аунапуу Т. Личные взаимоотношения учащихся в спецшколе - интернате для дефективных детей. // Советская педагогика и школа. Т.З. Тарту, 1970.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5., М.: Педагогика, 1983 - 368 с.
13. Гилевич ИМ., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе. //Дефектология, № 3, 1995.
14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Изд-во "Владос", М., 2001.
15. Головчиц Л. А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении. //Дефектология. 1993. № 4.
16. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. /Составитель Шматко Н.А., 1997.
17. Дефектология. Словарь - справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1986.
18. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М., 1992.
19. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология, 1995, №3.
20. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. 1998. № 2.
21. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
22. Зыков С.А. Развитие глухих учащихся - основа совершенствования их специального обучения. // Дефектология № 5, 1997.
23. Зыкова М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности. Канд. дисс, 2000.
24. Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности. //Дефектология, № 4, 1995.
25. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. 2001. №3.
26. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1998.
27. Корсунская Б.Д. О семейном воспитании глухого дошкольника. //Дефектология, 1971 №2.
28. Крайний В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. М., 1987.
29. Кривонос ИВ. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте) //Дефектология, № 4, 2001.
30. Немов Р.С. Психология Т.1, М., 1999.
31. Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих // Особый ребенок: исследования и опыт помощи / Под ред. А. А. Цыганок. М., 1998.
32. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. М., 1963. Вып.2.
33. Никитина М.И Воспитание младших школьников с нарушением слуха. М.;1996.
34. Общая психология/ Петровский А.В. М., 1984
35. Нудельман ММ. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками. // Дефектология, 1983, № 6.
36. Петрова В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка. // Психология глухих детей. М., 1971.
37. Пештак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей. // Дефектология 1981, №4.
38. Политике - воспитательная работа с не слышащими учащимися: Сб. статей // Под ред. В.Н. Шевченко, Л.Г. Синицыной. Л, 1982.
39. Прилепская Т.Н. Исследование самооценки и уровня притязаний у глухих подростков
40. Психология глухих детей. / Под ред. ИМ. Соловьева, Ж.И. Шиф. М., 1971.
41. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко. М., 1996.
42. Пуйк Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников. - Сб. науч. тр. / Исследование личности детей с нарушениями слуха. -М., 1985. с 13-17.
43. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. / Под ред. ТВ. Розановой, М., 1991.
44. Pay Ф.А., Pay Е.Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. М., 1968.
45. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
46. Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха. Харьков, 1990.
47. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению к школе. Изд-во "Владос", М., 2000.
48. Розанова ТВ. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология. 1995. № 1.
49. Руленкова ЛИ. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием невербального метода. // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999.