Тем не менее, проблема формирования математических способностей детей в игровой деятельности остается одной из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
В связи с этим, объектом данной работы является процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; предмет работы – использование игр и игровых приемов в обучении дошкольников различению геометрических фигур.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка системы игр и игровых приемов для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений, в частности, различения геометрических фигур.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. проанализировать исследования психологов и педагогов о проблеме формирования математических представлений у дошкольников;
2. определить психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
3. выявить роль геометрического содержания в формировании математических представлений у дошкольников;
4. определить психолого-педагогические предпосылки использования игровых технологий в обучении дошкольников;
5. определить педагогические условия использования педагогических игр и игровых приемов в обучении дошкольников различению геометрических фигур;
6. экспериментально опробовать систему использования дидактических игр, направленную на развитие математических способностей, в том числе, на различение геометрических фигур, проанализировать результаты эксперимента.
Гипотеза исследования: развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием игровой деятельности будет наиболее эффективно, при следующих условиях:
• при наличии системы использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
• если будет обеспечена максимальная познавательная активность детей;
• при обеспечении комплексного решения поставленных задач с учетом особенностей развития психических и познавательных процессов;
• при планировании в течение года игр в пределах задач математического развития с учетом принципов индивидуализации и дифференциации.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
• составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);
• работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье);
• работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. Игры с песком и снегом также содержат дополнительные возможности для развития этой темы: можно «выпекать», используя формочки, катать одинаковые и разные снежки и пр. Аналогичную работу можно проводить с пластилином. В процессе работы с конструкторами и мозаиками можно предлагать детям поискать «такое же» (одинаковые детали). Существует также множество игр типа «Найди пару», в которых требуется отыскивать одинаковые объекты.
25. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - № 2
26. Колягин Ю. М. Учись решать задачи – М., 1979
27. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика - М., Просвещение, 1988
28. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М., 1985
29. Михайлова З. А. Математика от 3 до 6 – СПб., 1996
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М., Академия, 1999
31. Немов Р. С. Психология – в 3-х т. Т.2. Психология образования – 2-е изд., М., Просвещение, Владос, 1995
32. Никитин Б. П. Развивающие игры - М., Педагогика, 1981
33. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры - М., Просвещение, 1991
34. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М., Akademia, 2006
35. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н., Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников – Томск, 1995
36. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации – М., Баласс, 2004
37. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 1986
38. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении – М., Просвещение, 1992
39. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М., 1992
40. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии.- Ч. II- М., 1981
41. Попко Е. А. Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) // Фестиваль открытый урок 2006-2007 – М., 2006, с. 13-18
42. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала» – СПб., 1997