Дипломная по теме: Использование игр и игровых приемов при обучении дошкольников различению геометрических фигур

Название работы: Использование игр и игровых приемов при обучении дошкольников различению геометрических фигур

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7

1.1 Формирование математических представлений у дошкольников в исследованиях психологов и педагогов 7

1.2. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 15

1.3 Роль геометрического содержания в формировании математических представлений у дошкольников 29

1.4 Психолого-педагогические предпосылки использования игровых технологий в обучении дошкольников 33

Выводы по главе 1 36

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР 38

2.1 Методика и организация обучения дошкольников различению геометрических фигур 38

2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 44

Выводы по главе 2 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА 59

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования и состояние вопроса. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине особое внимание при организации образовательной деятельности дошкольников следует уделять формированию у них математических представлений. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры и игровые приемы, которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют математические способности, которые развивают его интеллект и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

В настоящее время существует достаточно большое количество книг и методик по развитию математических способностей у дошкольников. В последние годы вопросы теории и практики формирования начальных математических представлений разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Р. Л. Березиной (1988), З. А. Михайловой (1985, 1996), Ю. М. Колягиным (1979), Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко (1979), Т. И. Ерофеевой, Л. Н. Павловой (1992), В. А. Панчищиной, Э. Г. Гельфманом, В. Н. Ксеневой, Н. Б. Лобаненко (1995), Н. Н. Поддьяковым (1999), Е. Ф. Проскурой (1985), Е. В. Сербиной (1992). В некоторых исследованиях утвердилась взаимосвязь математического обучения дошкольников и игры, определилась структура игрового процесса в обучении детей математике, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Эти исследования отражены в работах Т.Г. Жикалкиной (1989), Д. Альтхауза, Э. Дума (1984), А. В. Белошистой (2005), З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой (1991), А. К. Бондаренко (1991, 1983), Н. И. Кассабуцкого, А. А.Столяра, Г. Н. Скобелевой, Т. М. Чебортаревской (1991), Б.П. Никитина (1991), Л. Г. Петерсона, Е.Е. Кочемасовой (2004) и др.

Глава 2:

Предлагаемая система работы с учебно-методическим комплексом Л.Г. Петерсона и Е.Е. Кочемасовой «Игралочка» по формированию математических представлений предусматривает развитие следующих математических умений, являющихся конечными требованиями к математической подготовке дошкольников:

• обучение ребенка доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений («число», «величина», «геометрическая фигура» и пр.);

• формирование общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и др.);

• формирование и развитие пространственного мышления;

• формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления;

• формирование простейших графических умений и навыков;

• подготовка к изучению математики в начальной школе

Анализ данного учебно-методического комплекса Л.Г. Петерсона и Е.Е. Кочемасовой показал, что основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

a. создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

b. новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

c. обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

d. при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

e. у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

f. процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

g. обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные принципы интегрируют современные научные взгляды об основах развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Экспериментально-опытное обучение проводилось на базе отобранных игр и игровых приемов, материал для которых определялся тематикой проходимых уроков и математическим минимумом, который в основном соответствовал программным требованиям с необходимым выходом за рамки данного в стабильных учебниках математического материала.

За период экспериментального обучения учащимися были усвоены следующие геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, квадрат, куб, овал, прямоугольник.

Опытное обучение проводилось в детском саду № … в городе …

На протяжении всей педагогический практики в детском саду при обучении математике, мы делали акцент на геометрическое содержание работы и использование игровых приемов.

Заключение:

Проведенное нами исследование показало, что игровая деятельность в обучении дошкольников является наиболее эффективным путем развития математических способностей. А также мы пришли к заключению, что обучение различению геометрических фигур является основой формирования математических умений и навыков. Развитие и формирование математических представлений происходило на каждом этапе обучения в соответствии с тематикой, установленной программой по обучению и воспитанию дошкольников и учебно-методическим комплексом Л.Г. Петерсона и Е.Е. Кочемасовой «Игралочка».

Нами была разработана методика работы по обучению дошкольников различению геометрических фигур в процессе игровой деятельности.

Эффективность предложенной системы обучения была проверена экспериментально.

На основе анализа психологических закономерностей процесса усвоения математических знаний и умений с помощью поискового эксперимента удалось определить условия, при которых лучше всего будет усваиваться и накопляться математический материал в памяти обучающихся. Добиться этого на наш взгляд можно при комплексной задаче использования геометрических моделей и игровой деятельности.

Намечена система работы по формированию математических представлений на базе различения геометрических фигур, которая строится в плане усвоения математического материала и в плане ситуативной актуализации усвоенного материала в игровой деятельности. В соответствии с этим выделены этапы: формирование первичного представления о форме геометрических фигур (круглые, треугольные, четырехугольные), формирование представления о фигурах и телах (плоских и объемных); выделение признаков объекта; сравнение, поиск и сериации по признакам фигур; комбинаторно-конструктивное применение. Успех работы может быть обеспечен при условии, если будут широко использоваться геометрические модели, наглядные и игровые средства обучения.

Математика является одним из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Похожие работы на данную тему