Введение:
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.
Глава 3:
Цель этого этапа заключалась в том, чтобы практическим путем установить, насколько сюжетно-ролевые игры эффективны с точки зрения формирования у дошкольников словесно-образной памяти.
На контрольном этапе использовались тесты, с помощью которых предстояло выявить уровень сформированности отдельных свойств памяти у детей экспериментальной и контрольной групп.
Следует отметить, что для контрольной группы названные ниже тесты использовались в описываемом варианте. Для экспериментальной группы тесты были включены в сюжет игры. Рассмотрим эти тесты и проанализируем полученные результаты.
1) Тест: «Картинки»
Оценка кратковременной зрительной памяти. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко¬торые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было.
Результат:
1 группа (экспериментальная)
Заключение:
Сравнительный анализ продуктивности запоминания и воспроизведения информации в лабораторных опытах и в игре позволяет утверждать, что развитие у детей процессов памяти за¬висит от мотивации данной деятельности в целом.
Ребенок осознает (и выделяет) мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания.
Мотив сообщает смысл цели и тем действиям, которые затем последуют. В связи с этим формирование мнемических действий (запоминания и припоминания) в условиях различно мотивированной деятельности представляет особый интерес.
Оптимальными условиями для развития памяти в дошкольном возрасте являются условия игры. Когда ребенок участвует в общей игре, цели запомнить и при¬помнить имеют для него совершенно конкретный и актуаль¬ный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются и решаются им значительно легче, то есть развитие памяти осуществляется активно.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. По утверждению Л.С. Выготского, память в это возрасте становится доминирующей функцией. Ни до, не после этого периода дети не запоминают с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако, память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У детей 3-4 лет память непроизвольна. Обычно дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Как правило, это происходит в процессе самых разнообразных игр: предметных, ролевых, конструктивных.