Рыночная экономика предполагает наличие конкурентной среды. Чрезмерная централизация капитала в руках отдельных компаний в отдельных случаях может приводить к ограничению конкуренции и монополизации экономической деятельности. В этом отношении действенным методом поддержания государством здоровой конкурентной среды является возможность принудительного разделения или выделения юридических лиц.
Следует также отметить, что в отдельных случаях недобросовестные участники гражданского оборота могут использовать реорганизацию в целях, не отвечающих требованиям закона и добропорядочности. Например, введение в заблуждение кредиторов, уход от уплаты налогов, заработной платы, штрафных санкций.
Все эти факторы предопределяют необходимость процедуры реорганизации в российском законодательстве и её надлежащее правовое регулирование с тем, чтобы обеспечить защиту прав кредиторов и самого реорганизуемого юридического лица в процессе осуществления реорганизации. Однако, что касается последнего, в российском законодательстве дело обстоит не совсем гладко. Советское законодательство содержало лишь отдельные единичные нормы о реорганизации, содержащие абстрактные правила, которые не могли использоваться для проведения процедуры реорганизации. Например, ГК РСФСР 1964г. предусматривал только 3 формы реорганизации: присоединение, слияние, разделение, не предусматривая при этом процедуру их осуществления. В принципе отсутствие правового регулирования объясняется отсутствием экономической необходимости такого регулирования. Процесс правового регулирования процедуры реорганизации значительно ускорился с переходом к рыночной экономике. Уже закон РСФСР 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрел еще 2 процедуры реорганизации – преобразование и выделение. С принятием ГК РФ в 1994 году были заложены основы института реорганизации. Тем не менее, это не завершило процесс формирования института реорганизации. До настоящего момента остается недостаточно регламентированной процедура реорганизации, в частности, ни ГК, ни принятые в развитие его положений нормы не предусматривают решение таких вопросов, как сроки для предъявления требований кредиторов при реорганизации, каковы последствия неуведомления кредиторов, как защитить реорганизуемое юридическое лицо от недобросовестных контрагентов. Более того, ГК РФ не содержит даже легального определения реорганизации. Это привело к тому, что в научной доктрине отсутствует единый подход к определению реорганизации. Чаще всего, реорганизация рассматривается в учебной литературе применительно к процессу прекращения деятельности юридических лиц. Однако представляется принципиально неверным рассматривать реорганизацию исключительно через призму прекращения деятельности юридического лица, так как реорганизация не во всех случаях приводит к такому прекращению.
Возникшая организация составляет вступительную бухгалтерскую отчетность на основании разделительного баланса с учетом всех изменений, которые реорганизуемая фирма должна отразить в бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации новой организации.
Уставный капитал новой фирмы отражается во вступительной бухгалтерской отчетности в соответствии с решением учредителей о реорганизации. Методическими указаниями предусмотрены два варианта формирования уставного капитала:
1) уставный капитал реорганизуемой организации не изменяется, а уставный капитал возникшей организации формируется путем передачи в качестве взноса имущества. В этом случае передача имущества отражается в бухгалтерской отчетности у реорганизуемой организации как финансовые вложения, а у выделяемой организации - как взнос в уставный капитал;
2) по решению учредителей уставный капитал реорганизуемой фирмы разделяется.
Государственная регистрация юридического(их) лица (лиц), создаваемого(ых) путем реорганизации в форме выделения, осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица (п. 2.4 приказа ФНС 30.11.2004г.).
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
- решение о реорганизации юридического лица;
- разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
В случае необходимости внесения изменений в учредительные документы либо внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, в регистрирующий орган представляются соответствующие документы.
При представлении в регистрирующий орган документов о реорганизации необходимо руководствоваться положениями Закона о соответствующем виде юридического лица.
Так, на основании Закона об ООО общим собранием участников ООО, реорганизуемого в форме выделения, принимается решение:
- о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях выделения, о создании нового общества;
25. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2004 г., N 1
26. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03. Текст постановления официально опубликованы не были. Источник: СПС «Гарант».
27. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "Практика разрешения споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ N 1, 1993 г.
28. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2004 г. N Ф04/284-2650/А27-2003. Текст постановления официально опубликован не был. Источник: СПС «Гарант».
29. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2004 г. N КА-А40/1125-04. Текст постановления официально опубликованы не был. Источник: СПС «Гарант».
30. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2005 г. N А09-9416/04-20. Официально опубликовано не было. Источник: СПС «Гарант».
Специальная литература
31. Аиткулов Т.Д. Некоторые аспекты правового регулирования слияния и присоединения акционерных обществ в праве Российской Федерации и ФРГ. М., 2002. С. 21.
32. Архипов А.В. Как реорганизация помогает избежать штрафов // Главбух. -2004.- N 19.
33. Бакулин Е.В. решение о реорганизации и реорганизационный договор: содержание, условия и порядок принятия (утверждения). - Законодательство. - 2004. - №11.
34. Брагинский М.И. Юридические лица//Хозяйство и право. 1998. N 3. С. 18.
35. Вайгачева А.В., Контонистова Е.В. Инвентаризация и уплата налогов при реорганизации // Российский налоговый курьер. – 2003.-№23.
36. Вайгачева А.В., Контонистова Е.В. Инвентаризация и уплата налогов при реорганизации // Российский налоговый курьер. – 2003.-№23.
37. Вайгачева А.В., Контонистова Е.В. Как оформить реорганизацию // Российский налоговый курьер. – 2003.- N 22.
38. Виноградов В.В.Присоединение убыточной организации – экономия по налогу на прибыль // Главбух.-2004ю-№14.- с. 39-41.
39. Германское право. Часть II. М., 1996. С. 293-322.
40. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (ответственный редактор - О.Н. Садиков). - М. Юристъ, 2001.- с. 132.
41. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - М.: Дело, 2003.
42. Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ. М., 1993. С. 129.
43. Жданов Д.В. Конвертация акций при реорганизации акционерных обществ // Законодательство.- 2001 - №8.
44. Жданов Д.В. Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ // Законодательство – 2001 - №9.
45. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004.
46. Комментарий к Гражданскому кодек