Дипломная по теме: Реорганизация юридических лиц

Название работы: Реорганизация юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Oбщая характеристика реорганизации юридических лиц 6

1.1. Пoнятиe и признаки рeoргaнизaции юридических лиц 6

1.2. Знaчeниe рeoргaнизaции юридических лиц в рынoчнoй экoнoмикe 11

1.3. Прaвoвoe рeгулирoвaние рeoргaнизaции юридических лиц 15

Глава 2. Виды реорганизации юридических лиц. 21

2.1.Характеристика слияния и присоединения 21

2.2. Характеристика выделения и разделения 24

2.3. Характеристика преобразования юридического лица 28

2.4. Смешанная реорганизация акционерных обществ 33

Глава 3. Механизм и правовые последствия реорганизации юридических лиц 37

3.1. Процедура реорганизации юридических лиц 37

3.2.Передаточный акт и разделительный баланс 43

3.3. Договор о реорганизации 48

3.4.Правовые последствия реорганизации юридического лица 57

Заключение 66

Список литературы 70

Выдержка:

Введение:

Экономическая система современной России находится в состоянии развития, что порождает необходимость постоянного совершенствования правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Особое место среди участников предпринимательской деятельности занимают коммерческие организации.

Тема реорганизации юридических лиц является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Количественный и качественный состав субъектов гражданского оборота постоянно изменяется: одни юридические лица создаются, другие ликвидируются, третьи подвергаются реорганизации, в результате которой возникают новые юридические лица. Эти процессы, являющиеся неотъемлемой частью рыночной экономики, требуют не только адекватного законодательного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.

Реорганизация юридических лиц является относительно новым институтом гражданского права России. До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее – ГК РФ) не существовало дифференцированного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц. Кроме того, нормы Гражданского кодекса 1964 года (далее – ГК РСФСР) не обеспечивали защиту прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным. Недостаточность правового регулирования реорганизации проявляется, в частности, в отсутствии четкой регламентации объектов правопреемства при реорганизации, порядка оформления правопреемства, возможности одновременного проведения нескольких форм реорганизации, состава учредителей вновь создаваемых

юридических лиц, возможности признания проведенной реорганизации

недействительной и последствий такого признания. Неадекватное законодательное регулирование существует, например, в отношении определения гарантий прав кредиторов при реорганизации и гарантий государства как кредитора по налоговым обязательствам, процедур принятия решения о реорганизации и государственной регистрации вновь созданных при реорганизации юридических лиц.

Судебная практика демонстрирует различные подходы к разрешению спорных вопросов, возникающих при осуществлении реорганизации юридических лиц. Одной из причин нестабильности судебной практики, кроме прочего, является отсутствие глубоко разработанной теоретической базы такого правового института, как реорганизация юридических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц.

Предметом исследования служат правовые акты, регулирующие реорганизацию юридических лиц, практика применения данных нормативных актов и взгляды ученных, рассматривающих эти проблемы.

Цель данной дипломной работы - проанализировать действующее законодательство при реорганизации юридических лиц. В основу работы положены российские нормативно-правовые акты, регулирующие общие и специальные вопросы реорганизации юридических лиц; существующая практика применения указанных нормативных актов.

Глава 3:

Права и обязанности, которые имеются у юридического лица на момент реорганизации, сохраняются и после проведения реорганизации, но уже у других организаций - субъектов гражданского права. Законодательство предусматривает заключение договоров о реорганизации для определения правопреемства при реорганизации в форме слияния и присоединения. ГК РФ не упоминает договора о реорганизации в своем тексте, указывая лишь на то, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом и при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст.58 ГК РФ). Существенное внимание договорам о слиянии и присоединении уделено в Федеральных законах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".

По своей характеристике договор считается консенсуальным, так как имущество передается сливающимися обществами в соответсвии с текстом передаточного акта, который образует существенные условия реорганизационного договора, соответсвенно стороны смогут исполнить договор в части передачи имущества только если и реорганизационный договор и передаточный акт вступят в силу к моменту передачи. Б.П. Архипов считает, что нельзя связывать момент вступления договора в силу с передачей каких-либо вещей или совершения каких-либо иных фактических действий, поскольку вопрос о реорганизации отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров и волеизъявление общества относительно реорганизации содержится именно в решении общего собрания, в то время как любые действия по передаче имущества от имени общества совершаются его исполнительным органом, с фактическими действиями которого нельзя связывать вступление в силу соглашений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания . Договор о реорганизации является взаимным так как у сторон имеются и права и обязанности по отношению к другим участникам.

Обязательного согласования сторон требуют существенные условия данных договоров. В существенных условиях фиксируются права и обязанности контрагентов, составляющие основное содержание соответствующего правоотношения. Необходимо, чтобы все существенные условия договора о реорганизации были утверждены в рамках единого решения общего собрания. Иной подход к правовой природе решения общего собрания позволил бы разбить общий вопрос о реорганизации на множество мелких (об условиях договора, о порядке конвертации акций, о передаче имущества), утверждаемых разными решениями общего собрания. В этом случае увеличивается вероятность злоупотреблений, связанных, например, с манипуляцией составом участников разных общих собраний .

Реорганизационные договоры не затрагивают текущую деятельность организаций, а имеют целью создание и прекращение юридических лиц, а, например, договора об учреждении и о совместной деятельности имеют цель организации деятельности без создания или с созданием юридического лица. Н.В. Козлова утверждает, что в договоре об учреждении "после передачи учредителями в уставный капитал юридического лица определенных видов имущества, у этого лица возникает особое право на использование такого имущества" , не совпадающее с правами учредителей на это имущество. Владение и использование имущества определяются уставом и договором об учреждении общества, а при договоре о реорганизации объем передаваемых прав на имущество, подлежащее передаче (новому) обществу, равен объему прав, имеющихся у общества передающего имущество.

В договоре о присоединении или о слиянии указывается условия осуществления действий по осуществлению слияния или присоединения в соответсвии с действующим законодательством и уставами реорганизуемых обществ.

Для того чтобы избежать неопределенностей в договоре о слиянии или присоединении могут содержаться следующие положения:

1. Обязанности сторон по подготовке реорганизации:

-составление передаточных актов и решений органов управления обществ;

При необходимости получения предварительного согласия на реорганизацию антимонопольной службы – составление необходимых в данном случае документов.

-по привлечению независимого оценщика (аудитора) для определения рыночной стоимости (цены выкупа) акций реорганизуемых обществ и иных необходимых документов;

2. Порядок действия сторон при проведении процедуры реорганизации, в том числе:

-сроки проведения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ;

-дата, место и время проведения совместного общего собрания;

-дата и порядок составления списка акционеров реорганизуемых обществ, имеющих право на участие в совместном общем собрании;

-сроки и порядок извещения акционеров о проведении совместного общего собрания;

-повестка дня совместного общего собрания;

-порядок формирования рабочих органов совместного общего собрания;

-порядок голосования на совместном общем собрании пайщиков;

-порядок определения кворума совместного общего собрания;

-порядок принятия решений по вопросам повестки дня этим собранием;

-соотношение, применяемое при конвертации акций реорганизуемых обществ (оно может быть установлено сторонами совершенно произвольно, но представляется, что в его основу должен быть положен какой-либо объективный показатель, например, соотношение чистых активов реорганизуемых обществ);

Заключение:

В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа реорганизации юридических лиц.

Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.

1. Действующее гражданское законодательство не дает понятия "реорганизация юридического лица", выделяя лишь формы реорганизации. В литературе под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.

2. Реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц.

3. Переименование названия юридического лица не может отождествляться с понятием реорганизации юридического лица.

4. реорганизация коммерческих организаций в формах слияния и присоединения имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство слияния и присоединения заключается в следующем:

а) и слияние, и присоединение являются формами укрупнения коммерческих организаций;

б) в результате осуществления слияния и присоединения происходит прекращение одного или нескольких юридических лиц;

г) все права и обязанности прекращаемых коммерческих организаций передаются в порядке универсального правопреемства вновь созданному либо продолжающему существовать юридическому лицу.

5. Существует два принципиальных правовых отличия между слиянием и присоединением коммерческих организаций:

а) При слиянии все реорганизуемые коммерческие организации прекращают свое существование, в то время как в случае присоединения прекращаются лишь присоединяемые коммерческие организации, а юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, продолжает существовать.

б) В результате слияния возникает новая коммерческая организация, к которой переходят все права и обязанности сливающихся юридических лиц. Присоединение характеризуется тем, что новая коммерческая организация не возникает, а все права и обязанности присоединяемых юридических лиц переходят к существующей коммерческой организации.

6. Разделение характеризуется следующим:

- на основе имущества одного юридического лица создаются две или несколько организаций;

- реорганизуемая организация прекращает свое существование, при этом принадлежащие ей права и обязанности переходят к созданным в результате такой реорганизации юридическим лицам на основании разделительного баланса.

7. Передаточный акт и разделительный баланс не являются правоустанавливающими документами, а являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемых коммерческих организаций. Целесообразно перенести рассмотрение вопроса об утверждении передаточного акта и разделительного баланса на конечный этап реорганизации, после заявления требований кредиторов реорганизуемого юридического лица и акционеров реорганизуемого акционерного общества

8. Принимая во внимание исключительную важность реорганизации для функционирования юридического лица, законодательство не должно оставлять принятие решения о принудительной реорганизации на откуп государственным органам исполнительной власти. Государственные органы должны лишь обладать правом на обращение в суд с иском о принудительной реорганизации юридического лица, но не обладать правом принимать решение о реорганизации.

Похожие работы на данную тему