Введение
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационный сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменений роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования.
Таким образом, стратегическое управление очень актуально в настоящее время. Компания, которая хочет не выживать, а жить, компания, которая хочет и умеет работать на рынке, должна быть готовой отреагировать на любые внешние изменения. И если она хочет работать успешнее, чем другие, то меняться нужно уже тогда, когда изменения еще не требуются.
Правильная реакция на изменения – это лишь залог выживания, а вот умение их предвидеть – это уже возможность работать и получать прибыль.
2.3. Выбор стратегии
После рассмотрения внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых мест организации, можно определять стратегию, которой организация будет следовать в дальнейшем.
На основе опыта многих компаний в менеджменте выделены 4 основные направления развития предприятия и соответствующие им типовые стратегии, которые можно охарактеризовать следующим образом:
I. Стратегии концентрированного роста, когда основное внимание фирмы уделяется работе и развитию службы маркетинга. В данной группе можно выделить следующие 3 стратегии:
1.1. Стратегия усиления позиций на рынке - стратегия, при которой фирма стремится с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции за счет маркетинговых усилий в области цен, стимулирования сбыта, рекламы и т.д.
1.2. Стратегия расширения рынка - предполагает поиск новых рынков сбыта для данной продукции.
1.3. Стратегия развития продукта - означает выпуск новых товаров, которые будут реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
II. Стратегия интегрированного роста:
2.1. Стратегия горизонтальной интеграции - означает присоединение или слияние с фирмами, производящими аналогичную продукцию.
2.2. Стратегия вертикальной интеграции - выражается в росте фирмы за счет приобретения или усиления контроля над организациями, находящимися между фирмой и конечными потребителями.
2.3. Стратегия обратной вертикальной интеграции - предполагает приобретение или усиление контроля над поставщиками.
III. Стратегии диверсифицированного роста. Диверсификация производства означает одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производств. В этой группе выделяют следующие стратегии:
Список использованной литературы
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 шагов к успеху. Пер. с нем. - М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2003.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление – Издательство Московского Университета, 2004.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – С.182-183.
5. Воробьев А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6. – С. 127-130.
6. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2001.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
8. Гражданский кодекс РФ.
9. Ефремов В.В. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Изд-во «Финпресс», 2001.
10. Закон «О защите прав потребителей».
11. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма-Инфра, 2004.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. – М.:Прогресс, 2001.
14. Масленников Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 6. – С. 77-83.
15. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2003.
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 2004.
17. Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация и менеджмент. – СПб.: Экон. школа СПб госуниверситета экономики и финансов, 2001.
18. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школа стратегий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
19. Налоговый кодекс РФ.
20. Райзберг Б.А. Фатхудинов Р.А. Управление экономикой. Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2004.