Как институт «социального» материнства и отцовства усыновление в настоящее время приближается к отношениям между родителями и детьми в кровно-родственной семье. Это связано с тем, что и в так называемых кровно-родственных семьях, в том числе и по допускаемым законом основаниям, кровное родство может отсутствовать, например, когда для рождения ребенка применялось искусственное оплодотворение и суррогатное материнство (отцовство) признано и не оспорено лицом, не являющимся в действительности матерью (отцом) ребенка . В то же время, если ребенок усыновлен в малолетнем возрасте и не знает об усыновлении, то в такой семье могут существовать атмосфера и отношения, идентичные отношениям в кровно-родственной семье.
Но даже если отсутствуют внешние отличия семьи с усыновленным ребенком от кровно-родственной семьи или семьи, где усыновления нет, но отсутствие кровного родства родителей и ребенка очевидно, юридические отношения в таких семьях совпадают не полностью. Связь между родителями и детьми возникает не вследствие происхождения детей от определенных родителей, а из факта усыновления. Кроме того, после осуществления усыновления органы опеки и попечительства сохраняют право и обязанность осуществлять контроль за такой семьей, при наличии достаточных оснований усыновление может быть отменено и т.д.
Усыновление – это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим (удочеряющим) ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.
Юридической силой обладает только усыновление, соответствующее определенным требованиям. Усыновление как юридический акт предполагает: 1) наличие определенных обстоятельств, которые в семейном законодательстве называются условиями усыновления; 2) соблюдение установленного порядка усыновления. Порядок усыновления – это совокупность действий уполномоченных на то лиц и органов, а именно: а) совершение определенных действий будущими усыновителями и органами опеки и попечительства; б) решение суда об установлении усыновления; в) государственная регистрация состоявшегося усыновления в порядке, предусмотренном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области усыновления разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
Доводы кассационного протеста о том, что законодательство не предусматривает какого-либо срока передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка учета на федеральный учет, опровергаются утвержденным 3 августа 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Порядку органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка обязаны в течение трех дней зарегистрировать в журнале первичного учета данные о ребенке, оставшемся без попечения родителей, а через месяц, если он не был передан на воспитание в семью, направляют на него сведения (анкету) в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для постановки на региональный учет. Получив упомянутые сведения, этот орган представляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования Российской Федерации для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации и одновременно сам в течение месяца организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Российской Федерации (пп. 3, 4, 5 Порядка). Следовательно, для постановки ребенка на первичный, региональный и федеральный учет установлен трехмесячный срок, в отношении же Шаповалова Дмитрия только постановка на федеральный учет состоялась через 9 месяцев в связи с несвоевременным направлением сведений о нем в Министерство образования Российской Федерации с целью устройства на воспитание в семью граждан России.
В материалах дела отсутствуют и органами опеки и попечительства не представлены доказательства принятия ими мер к устройству Шаповалова Дмитрия в семью граждан Российской Федерации, как того требует п. 4 ст. 124 СК РФ.
При таких данных вывод суда об отказе заявителям в установлении усыновления правильный.
Безусловно, со все возрастающими темпами торговли детьми борются практически все правоохранительные органы: и МВД, и ФСБ, и прокуратура, и РУБОПы, но главную роль играет все-таки прокуратура, так как на неё законом возложено проводить проверку законности принятия тех или иных решений, а другие правоохранительные органы борются с такими проявлениями нарушения закона только на основе оперативной информации.
30. Комментарий к Семейному кодексу РФ. / Под общ.ред. П.В.Крашенинникова и П.И.Седугина. М., 1997. 188 с.
31. Комментарий к Семейному кодексу РФ. Антокольская М.В., Королев Ю.А., Кузнецова И.М., Марышева Н.И., Масевич М.Г., Нечаева А.М., Хазова О.А., М., 1996. 406 с.
32. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1999. 690 с.
33. Анисимов «Российская Юстиция», 99г.№7.
34. Беспалов «Рос.Юстиция»,97г.№7.
35. Борисова «Вестник МГУ»,серия 11, право, 98г.№3.
36. Дзугаева «Юридический мир» 97г.№8.
37. Завражнов «Рос.Юстиция»,2001г.№7.
38. Косова «Рос.Юстиция»,2001г.№2.
39. Кузнецова «Рос.право»,97г.№1.
40. Николаев «Хозяйство и право»,97г.№3.
41. Трубников «Законность»,99г.№8.
42. Дюжева «Проблемы законодательства международного усыновления», «Государство и право»,99г.№6.
43. Кузнецова «Как усыновить ребёнка»,97г.
44. Белоусов «Ребёнок в окружающем мире: правовые аспекты»,2000г.,выпуск№2.
45. Международное частное право(учебники), Тарусина Н.Н.
46. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. № 10.
47. Королев Ю.А. Усыновление - проблемы решенные и нерешенные // Адвокат. - М.; Законодательство и экономика, 1998. - № 2. - c.31-34
48. Косова О. Особенности международного усыновления // Законность. - М., 2001. - № 1. - c.16-19
49. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2001. - № 2. - c.44-45
50. Косова О.Ю. Международное усыновление и российское семейное законодательство // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков: Материалы конференции, посвященной 40-летию Юридического факультета ДВГУ. - Владивосток; Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - Ч. 1. - c.148-151
51. Косова О.Ю. Предмет семейного права и семейное законодательство // Государство и право. 2000. № 7.
52. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей // Журнал российского права. - М.; Норма, 1997. - № 1. - c.108-114
53. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. - М.; Норма, 2002. - № 7. - c.81-87.
54. Кустова В.В. Усыновление в законодательстве стран Западной Европы и России XIX века // Журнал российского права. - М.; Норма, 2001. - № 9. - c.126-131
55. Кустова В.В. Усыновление по законодательству первых лет советской власти // Журнал российского права. - М.; Норма, 2002. - № 2. - c.152-158
56. Львова Е., Паршуткин В. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1999. - № 3. - c.22-23