Введение:
Среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место. Российское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин «усыновление» применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек. Усыновление – это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Это связано с тем, что усыновление редко бывает случайным поступком, обычно это хорошо продуманное, подготовленное решение, в котором воплощаются мечты и желания одиноких людей, не имеющих родных детей.
Как институт «социального» материнства и отцовства усыновление в настоящее время приближается к отношениям между родителями и детьми в кровно-родственной семье. Это связано с тем, что и в так называемых кровно-родственных семьях, в том числе и по допускаемым законом основаниям, кровное родство может отсутствовать, например, когда для рождения ребенка применялось искусственное оплодотворение и суррогатное материнство (отцовство) признано и не оспорено лицом, не являющимся в действительности матерью (отцом) ребенка . В то же время, если ребенок усыновлен в малолетнем возрасте и не знает об усыновлении, то в такой семье могут существовать атмосфера и отношения, идентичные отношениям в кровно-родственной семье.
Но даже если отсутствуют внешние отличия семьи с усыновленным ребенком от кровно-родственной семьи или семьи, где усыновления нет, но отсутствие кровного родства родителей и ребенка очевидно, юридические отношения в таких семьях совпадают не полностью. Связь между родителями и детьми возникает не вследствие происхождения детей от определенных родителей, а из факта усыновления. Кроме того, после осуществления усыновления органы опеки и попечительства сохраняют право и обязанность осуществлять контроль за такой семьей, при наличии достаточных оснований усыновление может быть отменено и т.д.
Усыновление – это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим (удочеряющим) ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.
Юридической силой обладает только усыновление, соответствующее определенным требованиям. Усыновление как юридический акт предполагает: 1) наличие определенных обстоятельств, которые в семейном законодательстве называются условиями усыновления; 2) соблюдение установленного порядка усыновления. Порядок усыновления – это совокупность действий уполномоченных на то лиц и органов, а именно: а) совершение определенных действий будущими усыновителями и органами опеки и попечительства; б) решение суда об установлении усыновления; в) государственная регистрация состоявшегося усыновления в порядке, предусмотренном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области усыновления разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
Глава 4:
Согласно объяснениям представителей органов исполнительной власти и исследованным судом журналам учета кандидатов в усыновители установленный российским законодательством порядок учета кандидатов в усыновители не определен, работа по подбору конкретного ребенка не ведется; все граждане, желавшие усыновить ребенка, направлялись во все детские учреждения без предварительного подбора им конкретного ребенка, подлежащего усыновлению, и указания об этом в направлениях, причем отдельные такие журналы (по Советскому административному округу г. Омска) не предусматривали даже необходимости самого факта фиксирования сведений о ребенке, который предлагался кандидатам в усыновители.
При таком положении суд обоснованно не согласился с доводами сторон по делу, что соответствующие органы области принимали меры к устройству Р. на воспитание в семью российских граждан и что такой возможности не было, так как достоверных доказательств на этот счет ими на основании п. 7 ч. 2 ст. 263.3 ГПК РСФСР представлено не было.
Содержащиеся же сведения в журнале учета кандидатов в усыновители, обратившихся в дом ребенка No. 3, к числу таких доказательств не относятся, поскольку в силу ст. ст. 121, 123 СК РФ (с изменениями и дополнениями) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на воспитание в компетенцию детских домов не входит. Согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 16 декабря 1999 г. сведения о Р. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся с 30 декабря 1998 г., т.е. более года, однако никакого содействия в устройстве девочки на воспитание в семью граждан Российской Федерации этим федеральным органом исполнительной власти вопреки требованиям п. 3 ст. 122 СК РФ (с последующими изменениями и дополнениями) оказано не было.
Следовательно, при решении вопроса об удочерении малолетней Р. иностранными гражданами не были выполнены защищающие интересы детей нормы международного права, российского законодательства о приоритетном их устройстве на воспитание в семье происхождения - граждан Российской Федерации и не соблюдена предусмотренная в этих целях процедура учета детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе супругам Г. в установлении удочерения Р. является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Заключение:
Особым правовым последствием усыновления следует считать обязанность сохранения тайны усыновления, которая лежит на всех лицах, осведомленных об усыновлении, кроме самого усыновителя. Тайна усыновления является одновременно и личной, и семейной тайной, право на которую закреплено ст. 25 Конституции РФ.
Сохранение тайны усыновления в соответствии с п. 1 ст. 139 СК является обязанностью прежде всего должностных лиц, участвующих в подготовке, вынесении решения и его последующем оформлении (судей, работников органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния и др.). На сохранение тайны усыновления направлены не только нормы семейного законодательства, позволяющие изменить фамилию, имя и отчество ребенка; дату и место его рождения и пр., но и нормы трудового законодательства, предоставляющие женщине, усыновившей новорожденного ребенка, право на оплачиваемый послеродовый отпуск. Лица, разгласившие тайну усыновления, могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 155 УК).
Сохранение тайны усыновления, безусловно, отвечает интересам как усыновителей, так и усыновленных. Но если усыновитель не считает нужным скрывать усыновление, а усыновленный к тому же знает о своем усыновлении и помнит своих родителей, следует считать, что усыновитель проявил свою волю и не желает сохранять тайну усыновления. Соответственно не могут нести ответственность за разглашение тайны усыновления и другие лица. Однако это не относится к должностным лицам, для которых каждое действие, связанное с разглашением тайны усыновления, должно сопровождаться выражением воли усыновителя.
Следует отметить, что тайна усыновления, по действующему семейному законодательству, охраняется и от самого усыновленного, причем независимо от его возраста. Можно согласиться с М.В. Антокольской в том, что данное положение противоречит праву совершеннолетнего гражданина получать информацию обо всех касающихся его сведениях, а иногда может даже угрожать здоровью усыновленного, например, препятствовать излечению наследственных заболеваний, в связи с чем правило об охране тайны усыновления совершеннолетних граждан несколько устарело .
Подводя итог всему выше изученному следует отметить, что усыновление является одним из наиболее значимых правовых институтов в семейном праве, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с передачей и нахождением чужих детей на воспитание в семьях граждан, добровольно возложивших на себя относительно этих детей родительский долг и в установленном законом порядке оформивших семейно-правовой статус усыновителей.
Этот правовой институт даёт возможность обеспечивать нормальное воспитание и содержание в условиях семьи ребёнка, лишившегося попечения одного или обоих родителей, а с другой стороны позволяет людям по каким-либо причинам не имеющих собственных детей, удовлетворять естественные потребности в отцовстве и материнстве, реализовывать свой личностный потенциал в процессе общения с ребёнком.