В тоже время, чтобы быть обоснованной и реализуемой, стратегия предприятия должна опираться на анализ изменения конъюнктуры рынка, положения конкурентов, предпочтений потребителей, других факторов, влияющих на деятельность предприятия, анализ собственных возможностей и ограничений. Анализ и разработка стратегии должны осуществляться на предприятии на основе соответствующей научной методологии, чтобы обеспечить разработку и выбор оптимального варианта возможной стратегии.
Для предприятий, осуществляющих свою деятельность в электроэнергетической отрасли. разработка стратегии приобретает особо насущный характер в связи с осуществляемыми процессами реформирования электроэнергетики, которые коренным образом изменяют внешнюю среду осуществления бизнеса. И даже успешно работающее предприятие, чтобы сохранить и улучшить свои рыночные позиции, должно быть готово к кардинальным изменением своей деятельности и планировать их в связи со стратегическим видением развития бизнеса.
Целью исследования является разработка стратегии развития ООО «Инжиниринговый центр Энерго».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- охарактеризовать деятельность ООО «Инжиринговый центр Энерго», выделить конкурентные преимущества и проблемы в развитии бизнеса;
- проанализировать тенденции развития рынка строительства в энергетике, его возможности и угрозы для деятельности ООО «Инжиринговый центр Энерго»;
- рассмотреть основные стратегические альтернативы развития и определить оптимальную стратегию развития ООО «Инжиниринговый центр Энерго»;
Угрозы внешней среды на основании проведенного анализа развития рынка строительства в сетевой электроэнергетике были определены следующие:
1. Усиление конкуренции во всех секторах рынка электроэнергетики, в том числе и в секторе инжиниринговых услуг строительства и реконструкции электросетевых объектов.
2. Возможное ухудшение деловых контактов с основным заказчиком ФСК ЕЭС (что особенно значимо на фоне указанного выше усиления конкуренции).
3. Возможные «срывы» со стороны поставщиков и субподрядчиков (поставки материалов, оборудования не в срок, ненадлежащего качества).
4. Возможный (согласно прогнозам отдельных публикаций в СМИ) «провал» реформы отечественной электроэнергетики, и соответствующей ей инвестиционной программы РАО ЕЭС.
Представим результаты анализа внутренней и внешней среды группы компаний ООО «Инжиниринговый центр Энерго» в виде матрицы SWOT-анализа (рис.3.4.)
В результате SWOT-анализа можно заключить, что, с одной стороны, для развития предприятия открываются благоприятные перспективы. В тоже время, существуют достаточно значимые угрозы и ограничения.
В настоящий момент, ООО «Инжиниринговый центр Энерго» является одним из крупнейших подрядчиков в области электросетевого строительства в России. В составе выполняемых функций проектирование и строительство: подстанций, в т.ч. и нового поколения; воздушных линий электропередачи; кабельных линий электропередачи; волоконно–оптических линий связи. Компания занимает собственную нишу на рынке энергостроительных услуг – это строительство и реконструкция воздушных и кабельных линий передачи электроэнергии и электроподстанций, а также в области строительства волоконно-оптических линий связи по воздушным линиям электропередачи.
В связи с прогнозируемым увеличением рынка, наличием у ООО «Инжинринговый центр Энерго» существенных конкурентных преимуществ по своему направлению деятельности, одну из важнейших стратегических задач для предприятия можно обозначить как: Сохранение собственной доли рынка в условиях бурного роста объемов энергосетевого строительства.
В настоящее время деятельность компании охватывает существенную долю рынка строительных услуг объектов электроэнергетики, и значимая для ООО «ИЦ Энерго» задача – ее не потерять. В последние годы в РФ наблюдается лавинообразный рост инвестиций в строительство энергосетевых объектов и по прогнозам они будут только увеличиваться. ООО «ИЦ Энерго» должно постоянно искать новые формы
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 526 от 11 июля 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Российская газета. - 2001.- 25 июля. - С. 10, 15
6. Энергетическая стратегия России до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства РФ
Специальная литература
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Спб.: Питер, 2003. - 544 с.
8. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 207 с.
9. Александров Ю.Л. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики России // ЭКО. - 2004.- № 3. - С. 10-18
10. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа: Инструменты, проблемы, ситуации. - М.; СПб.: Вершина, 2006. - 232с
11. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика,1989. – 519 с.
12. Архангельский В. Электроэнергетика - комплекс общегосударственного значения // Экономист. - 2004.- № 12. - С. 30-41
13. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. - 2003.- № 6. - С. 45-49.
14. Байнев В. Электроэнергетика: пути развития // Экономист. - 2004.- № 10. - С. 42-56
15. Бодриков М.В. Электроэнергетика России: эмпирический анализ //ЭКО. - 2006. - №8. – С.33-45
16. Вишневская О.В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.- № 5. - С. 58-65
17. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Конкуренция и регулирование в управлении электроэнергетикой (теоретические подходы) //Проблемы прогнозирования. - 2007. - №4. – С.54-73
18. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2005. – 480 с
19. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес. - М.: Дело, 2006. - 599 с
20. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2006. - 320с