ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. Одним из многих противоре-чивых проявлений глобализации в мировой экономике стала активизация и эволюция деятельности оффшорных финансовых центров. В настоящее время в мире существуют более пятидесяти юрисдикций, специализирующихся на ре-гистрации офшорных компаний. Некоторым из них успешно удается аккумули-ровать огромные объемы финансовых средств со всего мира и в дальнейшем весьма выгодно их размещать . Международное право регулирует связанные с этим общественные отношения, хотя такое регулирование находится, как пред-ставляется, на начальном этапе развития.
В мировой практике существуют различные виды свободных экономиче-ских зон, среди которых выделяются оффшорные зоны. Чаще всего ими явля-ются островные государства (например, Каймановы острова, острова Гернси, Джерси, а также остров Мэн), которые привлекают иностранный капитал нали-чием преференциального режима предпринимательской деятельности и конфи-денциальностью. Основным доходом таких государств являются регистрацион-ные сборы, которые уплачиваются при учреждении компаний на их территории - оффшорных компаний.
Юридическое содержание понятия «оффшорная компания» связано с тем, что иностранное юридическое лицо, учрежденное на территории оффшорной зоны в соответствии с ее законодательством, не вправе вести предприниматель-скую деятельность с резидентами такой зоны. Кроме того, большинство офф-шорных зон в обмен на предоставление преференциального режима предпри-нимательской деятельности требуют вообще не осуществлять такую деятель-ность в пределах ее границ, то есть центр ее контроля и управления находится за пределами оффшорных зон. Такое требование, в первую очередь, обусловле-но нежеланием властей оффшорной зоны создавать конкуренцию между на-циональными хозяйствующими субъектами и нерезидентными компаниями, так как последние имеют преимущества в виде предоставленных им льгот.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОФФШОРНЫХ ЗОНАХ
2.1. Предпринимательская деятельность резидентов РФ в оффшорных зо-нах
Пятнадцать лет назад проблемы оффшорного бизнеса были практически неизвестны в России: рыночной экономики не существовало, государство обла-дало монополией на всю внешнеэкономическую деятельность, о свободной конвертации валют не могло быть и речи. В начале 90-х гг. XX в. ситуация кар-динально изменилась - сегодня практика использования оффшорных юрисдик-ций представляет собой повседневное дело для многих российских предпри-ятий и бизнесменов.
В нашей стране наибольшая привлекательность оффшора - это возмож-ность законным образом переместить капитал в экономически стабильные и «безопасные» государства. Для российских бизнесменов оффшоры выступают и как вспомогательные подразделения основной компании-резидента, которые берут на себя часть оборота и аккумулируют прибыль. В отдельных секторах российской экономики доля оффшоров давно уже сопоставима с числом ком-паний-резидентов. Например, на рынке корпоративных ценных бумаг оффшор-ные инвестиции играют доминирующую роль. Для российских фирм одной из главных причин создания оффшорных компаний является возможность от-крыть счет в зарубежном банке, что позволяет получить дополнительные рыча-ги управления денежными средствами (ускорение расчетов, отсутствие ограни-чений валютных платежей, конфиденциальность и т.д.). Деятельность оффшор-ных компаний получила самое широкое распространение в финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами, холдинговые структуры .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Международно-правовые документы
1. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», заключена в Вене 20.12.1988//Сборник ме-ждународных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.
2. Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 № 141 «Об отмывании, выявле-нии, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», подписана в Стасбурге // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на дохо-ды и капитал // Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. С. 46-61.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республи-кой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» // Бюллетень международных договоров. 1998. N5. С. 3-22.
Нормативные правовые акты
5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
6. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.
7. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 30.12.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261.
4. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.06.2006, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2007) // Российская газета. 2003. № 261; № 262.
8. Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвен-ции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»// СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.