Введение
Интерес российских ученых, предпринимателей и бизнесменов к логистике сегодня хорошо отражает то множество толкований логистики, которое появилось в печатных трудах и проявляется в очных спорах на различных форумах. Не существует универсаль-ного определения логистики, можно даже обсуждать существует ли логистика областью практики или чисто академической сферой, но определение, которое иногда рассматрива-ют как "определение логистики, данное неспециалистом", которое рассматривают во мно-гих вариантах.
Обеспечить наличие продукта, в количестве, в состоянии, в правильном месте, в пра-вильное время, для клиента, по правильной цене. То, что "наличие" подчеркнуто, не про-сто обычное ударение. Это определение выражает, не будучи очень специфичным, самую суть логистики. Обеспечить наличие материала - очень практическая цель. В исследова-ниях по логистике центральные проблемы изменялись в тонком взаимодействии между ситуацией в бизнесе и уровнем знаний. В логистических исследованиях одной из проблем является терминология и список понятий, имеющих отношение к логистике, их можно грубо разделить на 3 группы: ориентированные на поставку; ориентированные на произ-водство и ориентированные на дистрибуцию.
Основной проблемой сельхозпроизводителей остаются удобрения, которые зачас-тую непомерно дороги. Вместе с этим однодневная задержка удобрения почвы способна снизить урожайность некоторых культур до 20 процентов. Следовательно, потенциальная выручка фермера уменьшится минимум на одну пятую. А это прямой путь в долговую яму, особенно если фермер взял кредит. При этом речь идет лишь об одном дне задержки, в то время как некоторые хозяйства не могут приобрести необходимые удобрения неде-лями.
Выход из этой тяжелой ситуации, впрочем, существует: здесь существенную помощь работающим аграриям может оказать грамотное сотрудничество фермеров с производите-лями удобрений. Тем более что результативный пример подобных деловых отношений уже существует. Во всяком случае, большинство аналитиков именно так оценивают дея-тельность холдинга «Русклимат» (г. Москва), который на протяжении многих лет занят производством минеральных и органических удобрений.
В настоящее время эта компания сотрудничает с десятками областей Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Южного регионов, а также с Татарстаном и Поволжьем, вместе потребляющими более половины общероссийского производства минеральных удобрений. Из них в 22 регионах поставки предприятия обеспечивают от 50 до 100 процентов от общего объема потребления минеральных удобрений.
Примечательно, что при этом отпускные цены на удобрения для отечественного по-требителя намного ниже экспортной стоимости. Получается, что «Русклимат» дотирует российского сельхозпроизводителя: фермы, агрофирмы, бывшие колхозы и совхозы.
Несмотря на то, что подобная стратегия ведения бизнеса требует немалых капитало-вложений, она вполне может быть рентабельной даже на внутреннем рынке. Нужны «лишь» многомиллионные инвестиции для снижения издержек и себестоимости продук-ции. Кроме того, разработанная специалистами компании долгосрочная программа поста-вок минеральных удобрений на российский рынок с каждым годом приносит все более ощутимые плоды. Год от года поставки увеличиваются в среднем на 30 процентов.
Специалисты знают, какую роль в конечном итоге играет грамотная логистика — она помогает сгладить количественные и структурные колебания рынка. Другими слова-ми, удобрения поступают в нужное время и в необходимом количестве на региональные склады, а оттуда без задержек — на поля. Выдерживается задуманный агрономами техно-логический цикл, а это одна из гарантий высоких урожаев.
С момента основания внутренний рынок всегда являлся для «Русклимат» приоритет-ным, особенно в период сельскохозяйственных работ. Стремясь к как можно более кон-центрированному и адресному подходу и располагая несколькими производствами внутри страны, компания сделала одно из них профильным в работе на внутреннем рынке.
Глава 2. Организационно-функциональная структура и режимы эксплуатации службы логистики предприятия
2.1. Миссия (основное назначение) проектируемой службы логистики (СЛ)
Задачей ставится выбор схемы страхования на всем протяжении функционирова-ния логистической сети оптимальной для компании с точки зрения минимальных издер-жек на страховые выплаты, при максимальной надежности страховщика («Оптимизация основного частного критерия»).
, (5)
где kn – размер страховых выплат в год на каждом участке логистической цепи.
H – надежность страховой компании, т.е. вероятность полного и своевременного получения страховых выплат в случае наступления страхового случая.
Также должно соблюдаться условие выгодности страхования для компании «Руск-лимат»:
, (6)
где pn – возможные убытки вследствие наступления страховых случаев по каждому уча-стку логистической цепи доставки грузов компании.
Таким образом, первым пунктом задачи ставится выбор ограниченного круга воз-можных партеров по финансовым и нефинансовым показателям для выполнения условия H – max.
Для выбора такой схемы необходимы следующие данные:
Финансовые показатели надежности страховых компаний на рынке (уставной ка-питал, суммы страховых выплат).
Нефинансовые показатели надежности страховых компаний на рынке (приори-тетные направления страхования, крупные клиенты, имидж компании и т.д.)
2.2. Дерево целей и задач для логистических функций (ЛФ) и критерии эффективности СЛ.
Если страхователь намерен более подробно изучить будущую страховую и перестра-ховочную защиту, он должен обратить внимание на два момента. Во-первых, процесс пе-рераспределения части страховой ответственности по каналам перестрахования иногда может начинаться еще до заключения договора прямого страхования, т.е. на этапе прове-дения переговоров между страхователем и страховщиком (так называемое предваритель-ное размещение риска). В ряде случаев, когда страхуется крупный риск или особо опас-ный объект, это просто необходимо. Во-вторых, существенным условием надежности пе-рестраховочной защиты является правильный выбор перестраховщиков. Критерии на-дежности:
размер уставного капитала и иных собственных средств;
специализация;
платежеспособность и финансовая устойчивость;
состояние страховых резервов и их размещение;
структура активов и уровень их ликвидности;
положение в рейтингах по различным показателям (в том числе по поступлениям, выплатам, объему активов и др.);
Литература
1. Александров А.А. Страхование. М.: ПРИОР, 2000
2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: Изд-во ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2001.
4. Гаджнский А.М. Основы логистики: учеб. пособие. М: ИВЦ, Маркетинг, 2003.
5. Гончаров П.П. Местешов Г.С. Спицын А.И. Основы логистики: Учебное пособие – Оренбург, Издательский центр ОГАУ, 2003.
6. Демидова Д.Г. Информационно-управленческие системы в прогнозировании и планировании экономики: Текст лекций. -СПб: Изд-во СПбУЭФ 1994.
7. Джонсон С., Вуд Ф., Вордлоу Л. Дэниел, Р. Современная логистика. 7-е изд./ Пер. с англ. М: ИД «Вильямс», 2002.
8. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. М.: Анкил, 1993.
9. Залманова М.Е. Логистика: учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 1995
10. Зиньковская Н.В., Бурова Н.Ф. Информационные технологии и системы в управ-лении предприятием. М: ГАУ, 1992.
11. Инкотермс 2000. Международные правила толкования торговых терминов. М.: РосКонсульт, 2000.
12. Информационное и алгоритмическое обеспечение управления предприятием. Cборник научных трудов. Под ред. И.М. Бобко. Новосибирск, Байкал, 1988
13. Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов. Под ред. В.В. Александрова. Л.: Машиностроение, 2003.
14. Информационные системы в управлении производством. Под. ред. Ю.П. Василье-ва. М. Прогресс, 2002
15. Корпоративная логистика / Под ред. В.И.Сергеева. М.: Инфра-М, 2004.
16. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2000.
17. Мешалкин В.П. Конспект лекций по дисциплине «Теоретические основы логисти-ки», написанный Прохоровой С.А. – М., 2003
18. Мешалкин В.П. Экспертные системы в химической технологии – М.: «Химия», 1995
19. Мешалкин В.П., Дови В., Марсанич А. Принципы промышленной логистики. – Москва/Генуя, «РХТУ», 2002 – 531с.: ил.
20. Мур А., Кейт Х. Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками. Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1998.
21. Организация планирование и управление химическим предприятием. Под. ред. С.К. Давидович. Ленинград, Химия, 1982.
22. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2000.
23. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. М. Экономика, 2002
24. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальны-ми и денежными потоками. М: Нефть и газ, 2002.
25. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд. М.:ИНФРА-М, 2000.
26. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2001.
27. Транспортная тара: Справочник / А.И. Телегин и др. М.: Транспорт, 1989.
28. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учеб. посо-бие. СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2002.