Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что переход страны к рыночной экономике объективно потребовал внедрения и развития логистических методов управления товарными потоками. В сфере товарного обращения произошли существенные преобразования, стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, основанные на концепции логистики, появились новые формы и методы организации логистических потоков. Это связано с тем, что в стоимости продукта более 70% составляют расходы на логистику, т.е. транспортировку, хранение, упаковку и пр. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков.
В России становление логистического управления происходило в рамках плановой экономики и увязывало директивное планирование с материально-техническим обеспечением выполнения плановых заданий. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции предприятий, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. Формами эффективного взаимодействия и интеграции предприятий могут стать логистические объединения и центры.
Высокие темпы развития рыночных отношений в России, а также возможность использования передовых зарубежных технологий в отношении организации товарных потоков позволяют придать процессам развития интеграционного взаимодействия больший динамизм. Это требует адекватного развития теории товародвижения, исследования процессов интеграции, сущности и закономерностей формирования логистических центров в условиях отечественной экономики.
Особая актуальность принадлежит проблеме исследования логистических центров на базе крупных оптовых организаций. Это объясняется тем, что логистику часто отождествляют с транспортно-складскими операциями, в то время как оптовые предприятия осуществляют значительно более широкий спектр деятельности и являются важной разновидностью всего комплекса физического распределения. Это зачастую упускается из виду и слабо исследовано в настоящее время.
Рынки товаров народного потребления, в том числе, предметов хозяйственного назначения, в отраслевом отношении становятся наиболее конкурентными рынками. В силу более чуткого и быстрого реагирования на изменение условий рыночной конъюнктуры, а также высокой динамичности данных рынков на них острее ощущается потребность в применении новых организационных форм логистического взаимодействия. Рынок хозяйственных товаров является важным сегментом потребительского рынка и быстро развивается, происходят изменения в ассортименте бытовых товаров, растет их многообразие, что объективно повышает требования к организации и управлению движением хозяйственных товаров от изготовителя до конечного потребителя.
Для эффективного функционирования на рынке хозяйственных товаров товаропроизводителям и розничным торговым предприятиям требуются услуги специализированных организаций по изучению емкости рынка, установлению эффективного информационного обмена между участниками товародвижения, а также определению оптимальных схем товарных потоков. Субъектами – исполнителями указанных целей и вытекающих из них задач и функций на рынке товаров хозяйственного назначения, могут стать региональные логистические центры, объединяющие в себе черты крупных оптово-посреднических предприятий, маркетинговых и информационных центров, транспортных и экспедиторских компаний.
Теоретические вопросы развития основополагающих логистических принципов функционирования экономики в отечественной экономике разработаны такими учеными, как Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, М.П. Гордон, М.Е. Залманова, С.Б. Карнаухов, Л.Б. Миротин, Д.Т. Новиков, О.А. Новиков, О.Д. Проценко, А.И. Семененко, В.И. Сергеев, В.Н. Стаханов, О.Г. Туровец, В.Н. Родионова, С.А. Уваров, В.Б. Украинцев, В.В. Щербаков и другие.
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ НА МЕЗОУРОВНЕ
2. 1 Исследование факторов и условий логистической
интеграции предприятий на примере оптовой торговли
Логистизация, понимаемая как сложный организационно-экономический переход предприятий к управлению процессом товародвижения на основе закономерностей и принципов логистики, приобретает особенно важное значение в условиях дальнейшего осуществления реформ и развития рыночных отношений в российской экономике. В то же время реализация принципов и правил логистической деятельности имеет свои особенности в зависимости oт вида и группировки товаров, применяемой при управлении товаропотоками.
Специфика логистической деятельности оптовых предприятий, являющихся объектом диссертационного исследования и разработки концепции управления товарными потоками на базе логистических центров, во многом определяет закономерности их развития. Необходимо учитывать определенные особенности товарных потоков, которые характерны для управления крупными оптовыми предприятиями и их товарной политикой.
Одним из факторов, влияющих на организационное построение логистических центров, является вид товара и особенности его жизненного цикла. Согласно ГОСТ Р 51303 – 99 товары могут быть представлены как товары производственно-технического назначения (ПТН) и товары народного потребления (ТНП) с дальнейшей детализацией на классы, т.е. совокупности товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение [7] (например, швейные изделия, галантерейные товары, хозтовары и т.п.). Класс товара определяет специфику жизненного цикла, основанную на том, что товар на рынке последовательно проходит ряд этапов: зарождение – рост – зрелость – отмирание. Это значит, что нужно учитывать данные характеристики при организационном построении логистических структур.
По мере развития производительных сил все более актуальной становится проблема разработки и выхода на рынок новых товаров, а также модификаций изделий. Новые товары [13, с. 36-38] оцениваются с помощью системы различных критериев: товарных (тех¬ническая и потребительская характеристики, упаковка, цена); рыночных (потребность, перспектива развития, конкурентоспо¬собность); производственно-сбытовых (новые технологии, сырье и материалы) и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1995. – 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М.: Юрид. лит., 1994. – 240 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. – СПб.: Изд-во «Альфа», КИФ «РАВЕНА», 1996. – 272 с.
4. Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» // Экономика и жизнь. – май 1992 г. – № 18. – С. 14-15.
5. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров» // Экономика и жизнь. – октябрь 1992 г. – № 42.- С. 19-21.
6. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3.06.1996 г. № 803.
7. ГОСТ Р 51303–99. Торговля. Термины и определения. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст. Официальное издание. – М.: Госстандарт России, 1999.
8. Акбердин Р.З. Экономическое обеспечение логистики и финансовые потоки. – М.: Изд-во ГУУ, 2002. – 96 с.
9. Александров В. Размышления о логистических центрах // Логистика, 2004. - № 3. – С. 7.
10. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2001. – 512 с.
11. Афанасьева Н.В. Логистические системы и росийские реформы. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. – 147 с.
12. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 640 с.
13. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика (Серия «Учебники ХХ1 века»). – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.
14. Богатова Т. Распределительный центр розничной сети: склад или центр управления // Торговое оборудование в России, № 4. 2005. С. 50-53.
15. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – 2-е изд. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. - 228 с.
16. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд., перераб., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. - 200 с.
17. Гордон М. Функции и развитие логистики в сфере товародвижения // РИСК, 1993. - № 3. – С. 89-93.
18. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 200 с.
19. Елисеев С., Котляренко А., Куренков П. К типологии логистических центров // Логистика. – № 3, 2005. – С. 15-19.
20. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учеб. пособие. – Саратов: СПИ, 1992. – 83 с.
21. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Саратов: СГТУ, 1995. – 76 с.
22. Зырянов А.В. Инвестирование и размещение торговых предприятий: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб и дополн. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос.экон.ун-та, 2001. – 203 с.
23. Зырянов А.В. Организации оптовой торговли как логистические центры мезорайонов / Труды Всеросс. симпозиума по экономической теории. Ч. 3. - .Екатеринбург: Изд-во Ин-та экон. УрО РАН, 2003. - С. 790-793.
24. Иванов Ю.Н., Токарев В.В., Уздемир А.П. Математическое описание элементов экономики. – М.: Физматлит, 1994. – 416 с.
25. Коммерческая логистика: Учеб. пособие / Сост. М.В. Киршина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 152 с.
26. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учебник / Под общ. научной ред. проф. А.В. Зырянова. 2-е изд. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. – 2004. – 517 с.
27. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. – М.: Экспертное бюро, 1997.
28. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. – М.: Приор, 2000. – 128 с.
29. Ларионов В.Г., Проценко И.О. Логистика. Причины распространения // Российское предпринимательство. – 2000. - № 3. – С. 54-60.
30. Лебедев Ю. Распределительные сервис-центры в цепи поставок материалов // Логистика. – 2006. – № 1. – С. 32-33.
31. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. – 3 изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 c.
32. Логистика материальных потоков в рыночной экономике. Межвузовский науч. сборник. – Саратов: СГТУ, 1994. – 92 с.
33. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении МТС. – М.: Высш. шк., 1990. – 208 с.
34. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 190 с.
35. Моторин В. Распределительный центр: смотри на Запад и делай по-своему // Новости торговли. Торговое оборудование, № 2. – 2005. – С. 2-6.
36. Мясникова Л.А. Мезологистика: информация и ожидания. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998. – 177 с.
37. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учеб. для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
38. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СЗПИ, 1996. – 112 с.
39. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. – 110 с.
40. Обратная логистическая функция и защита окружающей среды // Логистика, 2005. – № 1. – С. 34.
41. Общая характеристика деятельности организаций торговли Свердловской области в 2001 году. Информационная записка Свердловского областного комитета государственной статистики (шифр 06052). – Екатеринбург, 2002. – 26 с.
42. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева – М.: ИНФРА-М, 1999. – 200 с.
43. Оценка эффективности логистических цепей // Логистика, 2005. – № 3. – С. 29.
44. Пантелеева Д., Чаленко А. Процессный подход к управлению логистической компанией // Логистика, 2004. – № 1. – С. 13-16.
45. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. – 171 с.
46. Плоткин Б.К. Эконометрические основы коммерческой логистики и маркетинга: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. – 64 с.
47. Попов В., Крайнюченко И. На стыках наук и дисциплин // Логистика, 2006. – № 1. – С. 30-32.
48. Потапова С.В. Опыт внедрения логистики в деятельность предприятий // Труды Всеросс. симпозиума по экон. теории. Ч. 1. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2003. – С. 295.
49. Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности. – М.: Высш. школа, 1995. – 202 с.
50. Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 160 с.
51. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
52. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 160 с.
53. Стаханов В.Н., Шеховцов Р.В. Торговая логистика: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 1997. – 125 с.
54. Сухов С. WEВ – логистика // Логистика, 2005. – № 1. – С. 22-24.
55. Тенденции развития логистики в 90-х годах / Пер с нем. – М.: Экономика, 1995.
56. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб.: «Инвест-НП», 1996. – 232 с.
57. Форум открыл логистический год // Логистика. – № 1, 2005. – С. 2 - 4.
58. Харисова Л.М. Логистическое моделирование сбыта готовой продукции: Автореф. дисс. … канд.экон.наук. – СПб: СПбУЭФ, 1996. – 18 с.
59. Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами: Пер с англ. – М.: Наука, 1969. – 512 с.
60. Хруцкий Е.А. Экономико-математические методы в планировании материально-технического снабжения. – М.: Экономика, 1976. – 287 с.
61. Щербаков В.В., Уваров С.А. Современные системы хозяйственных связей и логистика. – СПб.: СПбГУЭФ, 1997. – 84 с.
62. Щербаков В.В., Парфенов А.В., Пасяда И.И. Эволюция форм и методов торгового посредничества в постреволюционной России. – СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.
63. Экономико-математические методы в снабжении / Под ред. В.М. Лагуткина. – Экономика, 1991. – 68 с.