ВВЕДЕНИЕ
В конце двадцатого века в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного механизма. Процесс этот оказался сложным, противоречивым, достаточно болезненным, затронувшим интересы всего общества. Истекшие с начала реформы годы заставили по-другому оценить накопленный опыт, отказаться от некоторых иллюзий, искать новые непроторенные пути создания полнокровного товарного рынка. Были допущены серьезные ошибки, отрицательно повлиявшие на развитие экономики в целом и товарного рынка в частности. Однако стало ясной необратимость реформ, неизбежность окончательного перехода к рыночной экономике и интеграции в мировую экономическую систему.
Реорганизация экономики повлекла за собой ряд негативных последствий, часть которых была неизбежной платой за отказ от административно-распределительной системы, а часть явилась следствием серьезных ошибок и идеалистических иллюзий, усугубленных отсутствием опыта. Непрекращающаяся инфляция и поляризация общества, серьезные финансовые кризисы, рост безработицы, спад производства и т.п. повлекли за собой резкое сокращение покупательной способности подавляющей части общества. К этому следует прибавить разрушение прежних экономических и товарных связей, которое еще не полностью компенсировалось формированием новых дистрибьюционных каналов. В то же время к концу последнего десятилетия XX и в начале XXI веков наметились некоторые позитивные сдвиги в экономике, влекущие за собой определенную стабилизацию товарного рынка. Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, стало создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Работу по разработке рекомендаций по совершенствованию управления товарными запасами исследуемого предприятия проведем в несколько этапов:
1 Распределим по категориям товарные запасы по степени их важности для стабильности деятельности ООО «Трэдифарм», проанализируем оборот запасов по видам и их соответствие нормативному уровню, уменьшив объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования исследуемого предприятия.
2 Обоснуем уменьшение неприкосновенных товарных запасов – запасов, хранящихся в качестве буфера за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку лекарственных средств.
3 Разработаем мероприятия по улучшению деятельности ООО «Трэдифарм» в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения отпуска товаров, перераспределение площадей хранения.
Для распределения товарных запасов ООО «Трэдифарм» по степени их важности (значимости) воспользуемся системой АВС – анализа.
Использование метода управления запасами, известный как АВС-анализ, дает более тщательное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и максимальная надежность учета сохранности товарных запасов и ресурсов предприятия.
Использование системы АВС – анализа позволяет подразделить запасы в виде заделов на три классификационные группы на основе годового объема товарооборота. АВС-анализ есть приложение из области запасов к тому, что известно как «Парето-принцип». Парето-принцип указывает на то, что имеется критическое - меньшинство и тривиальное большинство. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на критическом меньшинстве переменных, оставляя без внимания тривиальное большинство. Определяя годовой объем товарооборота в рублях по каждому виту товаров для АВС-анализа, мы измеряем годовой спрос каждой единицы наименований товарного запаса и умножаем его на цену единицы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999 г.- 501с.
2 Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА-М, 2002.
3 Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
4 Васягин Е. Типология коммерческих посредников // Риск – 2002 – №8.
5 Гаджинский А. М. Логистика. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 228 с.
6 Гиркин В.А. О сущности торговли и природе кооперации. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
7 Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия. – М., 2001 г.-269с.
8 Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1998. 208 с.
9 Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 г. – 596 с.
10 Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. - М: Международные отношения, 2002.
11 Евдокимов Д.К., Токарев Г.М. « Нормирование материальных ресурсов».- М.: Экономика, 1988 г.
12 Ефимова О. В. Оборотные активы предприятий и их анализ // Бухгалтерский учет. 2000. №9. с. 72 78.
13 Ефимова О. В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. 352 с.