Введение
Актуальность проблемы муниципальных образований, бюджетного процесса в муниципальных образованиях существует уже не первый год.
Реформы и преобразования в политической, экономической, социальной сферах поставили много новых проблем перед администрациями муниципальных образований. Прежняя экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению проблем, с устоявшимися технологиями принятия решений, когда муниципалитеты служили лишь проводником финансовых средств из “центра” ушла в прошлое. Муниципальные образования получили определенную политическую и экономическую самостоятельность, но реформирование межбюджетных отношений явно запаздывает по отношению к экономическим и политическим реформам. Муниципальные образования оказалось не готовым к новым реалиям, причем не столько в сфере решения практических вопросов, сколько в формировании и оценке финансовых ресурсов и выборе стратегии развития муниципального образования.
Идущая в Российской Федерации реформа системы межбюджетных отношений, по своей сути, предусматривает постепенный переход к нормативной оценке потребностей бюджетов разного уровня с целью определения финансовой помощи. Условия предоставления и использования финансовой помощи из федерального бюджета будут устанавливаться федеральным законодательством, а также соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Цель работы: исследование бюджетного процесса в муниципальных образованиях региона (на примере Ленинградской области)
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с местом муниципальных образований в бюджетной системе РФ;
2. Раскрыть понятие финансовой системы муниципальных образований, видов местных бюджетов.
3. Изучить организацию бюджетного процесса в Ленинградской области
4. Определить влияние уровня социально-экономического развития на межбюджетные отношения в области.
Прикладные задачи работы состоят в анализе межбюджетных отношений в Ленинградской области определении бюджетных характеристик и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Объектом исследования являются межбюджетные отношения между уровнями государственной власти.
Предметом исследования являются качественные и количественные показатели, характеризующие межбюджетные отношения.
Информационной основой работы явились материалы периодической литературы, нормативно-правовые документы по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также материалы отдела экономических основ местного самоуправления Комитета по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области. Ее результатом стала подготовка одного из разделов (состояние сферы здравоохранения в муниципальных образованиях Ленинградской области) аналитического отчета о влиянии региональных целевых программ на изменение социально-экономического состояния Ленинградской области за 2001 – 2005 гг.
3.3.1. Рейтинги социального развития
Как уже отмечалось выше, рейтинг социального развития формируется из рейтингов демографического состояния, состояния сфер образования, здравоохранения, культуры и жилищных условий.
Рейтинг демографического состояния строится на показателях рождаемости, смертности и демографической нагрузки населения. Наименьший рейтинг демографического состояния у МО Бокситогорский район (20%) за счет самой высокой смертности (27,4 чел/тыс.жит) среди муниципальных образований (20,2 чел/тыс.жит). Наилучший рейтинг у МО г. Светогорск - 73%. В этом муниципальном образовании самая высокая в области рождаемость – 9,5 чел/тыс. жителей, смертность находится на уровне ниже средней ( 17,3 чел/тыс.жителей при 27,4 чел/тыс.жителей в среднем), также, на уровне ниже среднего находится демографическая нагрузка (0,59 при 0,61 в среднем по МО).
Рейтинг состояния сферы образования формируется на показателях обеспеченности населения местами в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях профессионального образования, численности учащихся, численности учителей и доли учащихся школ, занимающихся во вторую смену. Самые низкие рейтинги состояния сферы образования в 2001 году отмечались у МО Колтушская волость»(15%) и МО п. Сертолово (15%), при среднем рейтинге 49% и максимальном у МО г. Сосновый Бор (73%). Определяющее влияние на величину рейтинга МО г. Сосновый Бор оказал показатель обеспеченности населения местами в детских дошкольных учреждениях (63 мест/тыс. жителей, в среднем – 41,2 мест/тыс.жителей).