ВВЕДЕНИЕ
Юность – время перехода к взрослости. Исследуемый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий перелом в психике подростка обусловливает исключительную сложность и противоречивость этого периода, причём противоречивый характер проявляется в физическом, в психосексуальном развитии, в развитии интеллекта, а также в социальном развитии подростка. На этот период, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания и мировоззрения.
Юноши и девушки задумываются над вопросами нравственности с точки зрения собственного самоопределения, в связи с началом поры любви и установлением межличностных взаимоотношений с людьми противоположного пола. В ранней юности вся система взаимоотношений становится сложнее: со сверстниками они классифицируются как товарищеские и дружеские, а отношения с взрослыми – как личные и деловые. Межличностное общение, в которое включаются юноши и девушки, теряет непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращается в отношения, которые внешне и внутренне становятся похожи на отношения между взрослыми людьми. Опыт, полученный в межличностном общении, оказывает существенное влияние не только на становление личности, и на коммуникативный опыт, но и на успешность будущей семейной жизни.
1.4.Особености общения и дружбы у каждого типа акцентуации.
С точки зрения А.Е. Личко подростковому возрасту свойственны определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. Среди них реакция группирования со сверстниками, которая при акцентуациях характера, как указывает А.Е.Личко, “весьма разнится в проявлениях в зависимости от типа характера”. Так, например, у гипертимных, неустойчивых и конформных подростков тяга к группированию сильна и постоянна. Циклоидные подростки обнаруживают это стремление в положительной фазе. У истероидов реакция группирования отличается капризной изменчивостью – они тянутся к обществу сверстников, однако обычно вскоре они заявляют, что “разочаровались” в своих приятелях. На самом же деле это случается, когда группа раскусила их самих – их театральность, лживость и т.п. Конформные подростки ценят место в привычной группе и боятся его потерять. Для эпилептоида группа представляет ценность, если даст в руки определенную власть и позволяет извлечь для себя выгоды.
Далее рассмотрим подробнее, как А.Е. Личко описывает особенности общения и дружбы свойственные каждому типу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. - М.: МПСИ, 2000. - 413 с.
2. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. – М.: Дело, 1999. – 240 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
4. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. - Петрозаводск: Изд. КГПУ, 1996. - 87 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.
7. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика "подростки о родителях" и её практическое применение. - М., СПб.: "Фолиум", 1995. - 52 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. //Под ред. А В Петровского. - М., 1980.
9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 624 с.
10. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах.// Мир психологии. - 1998. - №1. - С.21-26.
11. Дроздов С. Семья и проблемы нравственно-полового воспитания школьников.// Народная школа. - 1996. - №4. - С.19-25.
12. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб.: Петербург - 21 в., 1997. - 277 с.
13. Дубровина И.В., Ахимова М.К. и др. Самопонимание, самовоспитание, самообладание, саморазвитие и самореализация подростка. - Новгород: НГУ, 1995. - 139 с.
14. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. - Спб.: Тускарора, 2000. - 180 с.