Введение
На протяжении последних десяти лет пенсионная система РФ претерпела существенные изменения. Создана единая система регистрации застрахованных лиц, приведены к единой базе состав заработка, из которого исчисляется пенсия, и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, отработаны механизмы достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы государственного пенсионного обеспечения, реализован персонифицированный учет сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Однако принимаемые меры не устранили принципиальные недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей. Проблемы пенсионного обеспечения обусловлены, в основном, низкими размерами заработной платы у большинства работающих, которая служит базой для начисления единого социального налога (ЕСН). По этой причине объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в 30% случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне прожиточного минимума, в половине случаев гарантирует пенсию в диапазоне от 100 до 200% прожиточного минимума, и только за 20% работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.
В этой связи значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы используется для перераспределения с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп пенсио¬неров. В итоге функции существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей и не отвечает страховым прин¬ципам, по сути, сводятся к выравниванию доходов пенсионеров.
Рассмотрение экономических проблем пенсионной системы, не¬смотря на ее бюджетно-финансовую автономность, будет неполным в отрыве от других системных экономических параметров: инфляцион¬ных процессов, изменения объемов производства, институциональ¬ных изменений и кризиса неплатежей, невыплаты заработной платы и т.д.
Растет число пенсионеров, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
После 2007 года будет наблюдаться ускорение процесса старения населения, что потребует увеличения затрат на пенсионное обеспече¬ние.
Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения чис¬ленности между пенсионерами и работающими гражданами (2000— 2007 годы) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабиль¬ность действующей системы пенсионного обеспечения. Расчеты по¬казывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплате¬жеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подоб¬ные выводы основываются на данных долгосрочного демографичес¬кого прогноза.
В сегодняшних условиях требуется переход к новой модели отно¬шений субъектов пенсионной системы, основанной на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан на основе повышения финансо¬вой устойчивости пенсионной системы, в том числе за счет создания предпосылок для серьезных изменений в сфере заработной платы, на рынке труда.
2.3. Участие Управляющей компании НИКойл в пенсионной реформе
Программу участия Управляющей компании НИКойл в процессе реализации Пенсионной реформы в России можно разделить на три этапа: подготовительный (в течении 2003 года), этап реализации (начиная с 2004 года) и этап окупаемости проекта.
Этап подготовки подразумевает проведение массовой рекламной компании, активной работы с клиентами, успешное прохождение тендера по выбору управляющих компаний и оформление заявлений на перевод средств под управление ЗАО УК НИКойл.
В этот период должна быть разработана инвестиционная стратегия портфеля «пенсионных накоплений», осуществлена отстройка технологий и риск-менеджмента, установление связей с ПФ РФ, ФКЦБ. Региональные сбытовые сети Автобанка, ПСК и НИКойла должны быть вовлечены в общую сбытовую систему привлечения пенсионных накоплений.
Управляющей компании необходимо обеспечить достаточную квалификацию продавца (проведение циклов лекций и тренингов), разработать адекватную систему мотивации (индивидуальные планы продаж, материальное стимулирование за сбор заявлений достаточного числа лиц).
Этот этап должен обеспечить привлечение первоначального объема пенсионных накоплений в управление в размере 15-20 млн. долларов. Первичный объем планируется привлечь от сотрудников ФК НИКойл (НИКойл-Автобанк-ПСК), существующей клиентской базы, корпоративных и ритейловых клиентов. Дополнительная часть – рыночное привлечение от средних предприятий и через региональные административные ресурсы.
По крупным предприятия, доля официально декларируемого ФОТ составляет около 10% от общего объема выручки от продаж (данные на 2001 г., см.рис.5). По мере снижения объема продаж доля ФОТ возрастает и по мелким предприятиям (преимущественно предприятия сервиса и сферы услуг) может доходить до 70% (см. таблицу рис.6). Таким образом, при анализе сегментации существующей клиентской базы нужно учитывать, что даже предприятие с небольшим объемом продаж может быть достаточно перспективно с точки зрения ФОТ (в частности, средний ФОТ предприятий с объемом продаж в 1–3 млн. долл. составляет 760 тыс. долларов, среднее количество сотрудников – 900 человек).
Список литературы:
1. Сборник законодательных и нормативных правовых актов, методических документов по вопросам организации регулирования деятельности негосударственного пенсионного обеспечения населения в Росийской Федерации (по состоянию на 1 августа 2002 года) под редакцией А.П.Починка
2. Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.01 №173-ФЗ.
3. Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15.12.01 №167-ФЗ.
4. Федеральный закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации от 24.07.02 №111-ФЗ.
5. Атлас негосударственного пенсионного обеспечения населения Российской Федерации, справочно-информационное издание Министерства труда и социального развития РФ, 2002 год.
6. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 10.01.03 №14-ФЗ.
7. Федеральный закон о внесении дополнений и изменений в федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 31.12.02 №198-ФЗ.
8. Постановление Правительства РФ от 22.01.03 №34 «О назначении банка Внешнеэкономической деятельности СССР (Внешторгбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений».