Введение
В последнее десятилетие ушедшего века в развитых странах значи-тельно активизировались научные исследова¬ния и дискуссии по проблемам интеграции в области образо¬вания. Их результаты указывают на то, что еди-ного мнения по этим проблемам нет, налицо существенные различия не только в подходах к их решению, но даже в используемой терминологии.
Наиболее часто используется термин «глобализация об¬разования». Речь идет как о влиянии глобализации на разви¬тие образования, так и о роли образования в этом процессе. Все чаще говорят и о глобализации самого об-разования.
Многие зарубежные эксперты подчеркивают, что в усло¬виях глобали-зации мировой экономики и усиления междуна¬родной конкуренции инвести-ции в образование стали жиз¬ненно важным условием будущего экономиче-ского роста. Без таких инвестиций, без стимулирования развития образо¬вания конкурентоспособность промышленно развитых стран может серьезно понизиться.
Многие публикации международных организаций по про¬блемам обра-зования также ссылаются на глобализацию. Примером может служить доклад о состоянии образования в мире в 2000 г., изданный ЮНЕСКО, в котором подчеркива¬ется, что «потребности в совершенствовании систем образо¬вания становятся все более неотложными по мере того, как в мире происходят гро-мадные изменения, вызванные глобализацией и развитием информационных и коммуникационных технологий» Термин «глобализация» встречается на страницах всех исследований, посвященных современным проблемам об¬разования, прежде всего высшего. Английский исследова¬тель П. Скотт (вице-канцлер Кингстонского университета) счи¬тает, что все университеты вовле-чены в процессы глобали¬зации, но они никогда не были глобальными. Гло-бализация — явление новое (отличное от интернационализации), неот¬делимое от новых форм общественной жизни и новых пара¬дигм производст-ва знания. Во все времена университет яв¬лялся институтом интернациональ-ным .
В России и других странах СНГ модным оказался термин «интеграция системы образования в мировое образователь¬ное пространство», который получил в России даже опреде¬ленную легитимность. В разделе «Основные задачи госу¬дарства в сфере образования» Национальной доктрины об¬разования в Российской Федерации, принятой постановле¬нием Правительст-ва от 4 октября 2000 г. № 751, на государ¬ство возложена в качестве основной задача обеспечить «ин¬теграцию российской системы образования в мировое обра¬зовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций» .
Министерство образования России считает «вхождение России в миро-вое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера» наибо-лее приоритетным направле¬нием своей международной деятельности .
Для выработки политики и стратегии стран СНГ в области интеграции (интернационализации) своих систем образова¬ния в рамках европейского геополитического региона важ¬ное значение имеют Сорбоннская и Болонская декларации.
Первая была подписана 25 мая 1998 г. в Париже мини¬страми образова-ния Франции, Германии, Италии и Великоб¬ритании, собравшимися по слу-чаю 800-летия Сорбоннского университета («Совместная декларация о гар-монизации си¬стемы европейского высшего образования»). В декларации ут-верждалось, что Европе «предстоит период значительных изменений, как в системе образования, так и в системе усло¬вий труда, диверсификации про-фессиональных карьер, ког¬да получение образования в течение всей жизни становится необходимым. Мы обязаны предоставить нашим студентам и всему обществу в целом такую систему высшего образо¬вания, при которой они могли бы полностью реализовать свои возможности. Европа, открытая для всех, — вот цель, к ко¬торой следует стремиться».
На конференции в Париже присутствовали представители многих уни-верситетов мира. В декларации призывалось «при¬знать в международном масштабе уже сложившуюся прак¬тику получения высшего образования трех ступеней —3 года первой ступени (бакалавр), 5 лет второй ступени (магистр) и 8 лет третьей (получение докторской степени)». Декларация также провоз-гласила цель скорейшей «гармонизации» евро¬пейского высшего образования. Идея «гармонизации» в Сорбоннской декларации связывается с построением системы европейского высшего образования с общей структурой об¬разовательных уровней (но не с содержанием или структурой учебных пла-нов), для чего необходимо принять общие определения дипломов и циклов обучения.
Сорбоннская декларация, призвав создать общее «евро¬пейское про-странство высшего образования», явилась по¬пыткой министров образования крупнейших стран-членов ЕС дать новый стимул европейской интеграции. Декларация была открыта для присоединения всех остальных стран-членов Союза и других европейских государств.
В июне 1999 г. министры образования почти 30 европейс¬ких стран подписали Болонскую декларацию, которая раз¬вивает идеи Сорбоннской декларации 1998 г. Ее цель — ус¬тановление европейской зоны высшего об-разования, а так¬же активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В декларации подчеркивается: «Мы должны с особым вниманием контролировать повышение кон¬курентоспособности европейской системы высшего образо¬вания в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлека¬тельностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейс¬кая система высшего образования обладает в ми-ре той сте¬пенью привлекательности, которая соответствует значимос¬ти на-ших выдающихся культурных и научных традиций»
В Болонской декларации констатируется, что с целью ус¬тановления ев-ропейской зоны высшего образования и со¬действия распространению евро-пейской системы высшего образования в мире должны быть приняты сле-дующие меры:
• принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступе-ней) образования, чтобы содействовать тру¬доустройству европейских граждан, а также конкурентоспо¬собности европейской системы высше-го образования на мировом рынке;
• принятие системы, базирующейся на двух образова¬тельных уровнях: первый, который признан на европейском рынке труда, а также в сис-теме высшего образования в ка¬честве соответствующего уровня ква-лификации, должен иметь продолжительность не менее трех лет; вто-рой — дол¬жен завершаться получением академических степеней;
• создание системы зачетных единиц, т. е. развитие ев¬ропейской системы зачетных единиц, а также системы за¬четных единиц для довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приня-ты университетской системой в качестве средства, способствующего мобиль¬ности студентов;
• устранение препятствий в доступе студентов ко всем ус¬лугам, имею-щим отношение к образованию;
• развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;
• введение такого важного понятия, как «европейское пространство высшего образования», в том числе относи¬тельно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мо-бильности, интегрированных программ обучения, подготовки и прове-дения научных ис¬следований.
Мероприятия по достижению указанных целей должны быть осущест-влены не позднее первых десяти лет нового тысячелетия.
Итак, целью данного диссертационного исследования является рас-смотрение сущности такого явления в образовательном менеджменте как Бо-лонский процесс.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
охарактеризовать Болонский процесс как инновацию образовательного менеджмента;
проанализировать проблемы и противоречия Болонского процесса;
рассмотреть проблему участия России в Болонском процессе.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заклю-чения и списка использованной литературы.
2. Проблемы и противоречия Болонского процесса
2.1. Аккредитация
Вопросы, связанные с аккредитацией, формально не были включены в программу действий, вытекающих из Болонской декларации. Это становится понятным, если принять во внимание, что в Европе аккредитация находит гораздо меньшее применение, чем в США. Причина кроется в традиционном для европейского высшего образования государственном управлении, регу-лировании и контроле. Бурный экстенсивный рост контингентов высшей школы в последние десятилетия, финансовые и ресурсные ограничения, воз-никновение частных вузов, распространение транснационального образова-ния остро ставят проблему разработки приемлемых и согласованных проце-дур аккредитации. Лазар Влацяну анализирует связь аккредитации с другими близкими ей понятиями и констатирует: «Иногда аккредитация, оценка и га-рантия качества рассматриваются как совсем разные, не связанные процессы. Нередко эти понятия трактуются как синонимы, используемые для обозначе-ния одного и того же процесса. Но дискуссия связана не столько с семанти-кой, сколько с философией процесса».
Список использованной литературы
1. Барблан Андрис. Европейская система высшего образования. Интер-нет:www.unige.ch/cre
2. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекоменда-ции по внешней оценки качества в вузах. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 180 с.
3. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Все-мирный статистический обзор по высшему образованию.1980-1995 гг. Рабочий документ. ЮНЕСКО. Париж, 5-9 октября 1998 г. – 72 с.
4. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Все-мирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж, 5-9 октября 1998 г. – 136 с.
5. Высшее образование в Европе. Политические проблемы качества и ин-ституциональной аккредитации. T XVIII, №3. – 192 с.
6. Высшее образование в Европе. Обеспечение качества и институцио-нальная аккредитация в европейском высшем образовании. T XX, 1995, №1-2. – 232 с.
7. Высшее образование в Европе. Влияние стратегий интернационализа-ции высшего образования: незначительные или всеобъемлющее? T XXV, 2000, №1.
Интернет. http//www.aha/ru/~moskow64/educational_book
8. Высшее образование в Европе. Транснациональное образование: воз-можность доступа или создание препятствий. 2000, №3.
Интернет. http//www.aha/ru/~moskow64/educational_book
9. Высшее и послесреднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе. Доклад по странам, подготовленный Европейским фондом образования и Советом Европы. ЕФО. – 152 c.
10. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образова-тельных программ и учебных планов. ETF. 1997. – 160 c.
11. Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». – М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997 г. – 295 с.
12. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор. Мате-риалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации, 2001. С. 24.
13. Зарубежный опыт реформ в образовании. Европа, США, Китай, Япо-ния/Высшее образование сегодня. 2000, №2. – 60-67.
14. Интернационализация учебных планов высшего образования. Опыт Нидерландов. Труды Nuffic 3. Екатеринбург, 1997. – 226 с.
15. Конвенция о признании квалификацией, относящихся к высшему обра-зованию в европейском регионе. – Лиссабон, 1997.
16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декаб-ря 2001 г. №1756-р.
17. Макбурни Грант. Глобализация как политическая парадигма высшего образования./Высшее образование сегодня. 2001, №1, с. 46-55.
18. Международное законодательство об образовании. – М.: Социально-политический журнал, 1994. – 192 с.
19. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. – М.: Весь Мир, 2000. – 200 с.
20. Образование без границ./Поиск. Еженедельная газета научного сооб-щества. 2001, №21 (627). с. 8-9.
21. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Моногра-фия/Под общей редакцией доктора педагогических наук В.И. Байденко и доктора технических наук Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г. – 206 с.
22. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Феде-ральный закон от 22. 08. 96. №125-ф 3 (принят ГДФСРФ 19. 07. 96.) «Собрание законодательства РФ», 26. 08. 96., №35, ст. 4135, Россий-ская газета, №164, 29. 08. 96.
23. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5. Май 2001/Под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 186 с.
24. Перспективы: вопросы образования. «Досье. Высшее образование: со-стояние, проблемы, перспективы». Ежеквартальное издание ЮНЕСКО, №3, 1992 (78/79) с. 21-249.
25. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. – 46 с.
26. Сенашенко В.В. Магистратура: свобода выбора и маневра/Высшее об-разование в России, 2000, №3. – с. 26-29.
27. Тезаурус ЮНЕСКО – МБП по образованию. 4-е издание (1-е издание на русском языке). ЮНЕСКО. 1983. – 358 c.
28. Филиппов В.М. Важно разглядеть различия/Поиск. Ежедневная газета научного сообщества. 2001. №13 (619). с. 4.
29. Agrarwissenschaften an der Humboldt – Universität zu Berlin. Интернет: http://www.akkreditierungstrat.de/b0012.htm.
30. Akkreditierungsrat. Интернет: http://www.akkreditierungsrat.de/haupt.htm
31. Botschaft der Salamanca Konferenz europäischer Hochsehulen. Gestaltung des Europäischen Hochschuraums.
32. Current. Orientierungshilfe zuz Curriculum Revision und Entwickluns. Bremen. September, 1998/
33. Die Fachhochschulen in Dietschland. BMBF Publik. 3. überarbeitete Au-flage. März 2000. – 70 s.
34. Diploma Supplement/ Unvesidad de Zoronda. Интернет: www.soru.es.
35. ECTS. Ural state pedagogical university. Information Package. First edition (in English). Ekaterinburg, 2000. – 30 р.
36. ECTS Ural state University. Information Package. First edition (in English). Ekaterinburg, 2000. – 74 р.
37. ECTS. Ural state university of economics. Information Package. First edi-tion (in English). Ekaterinburg, 2000. – 232 р.
38. Gemeinsame Erklärung der Bundervereinigung der Dautschen Arbeitge-berverbände und Hochschulrektorkonferenz. Berlin, Bundespressekonfer-enz. 28 November, 2001. E-mail:BD@Rildung.de
39. Haug Guy, Tauch Christian. Summary and conclusions. Towards the Euro-pean higher education area: survey of main reforms from Bologna to Prague, 2001.
40. Handbuch der Evaluationsstandards. Die Standards des “Joint Committee on Standards for Educational Evaluation” 2. Auflage. Leske+Budrich, Opladen, 2000. P. 310/
41. Landfried Klaus. Senimar “The Bologna Declaration and Greek Approach”, Athens, 19 January 2001./ http://www.esib.org
42. Mertens Ferdinand, Frans de Vijlder. Hochschulbildung in einem gröβeren, lebendigen Europa.
43. Strukturvorgaben für Einfürung von Bachelor-/Bakkalaureus und Master-/Magisterstudiengängen.http://www.hrk.de/
44. Sorbonne joint Declaration. 25 May 1998.
45. Stund Göteborg Declaration. 25 March 2001. ESIB.
46. The Bologna Process. Seminar on Bachelor-level Degrees. Helsinki, Finland February 16–17, 2001.
47. The Bologna Declaration on the European space for Higher education an explanation.
48. The European space for higher education./ http://www.unige.ch
49. The Magna Charta der Universitatän/ http:/www.unibo.it
50. The Impact of the Bologna Declaration on Engineering Education in Europe – the result of a survey, 2001.
51. Towards a coherent European higher education space: From Bologna to Pra-gue.
52. Towards the European Higher Education Area. Prague, May 19th, 2001.
53. Trends and issues in learning structures in higher education in Europe: ex-ecutive summary. Salamanca, 2001.
54. World guide to higher education A comparative survey of systems, degrees and qualifications. UNESCO, 1996. – P. 572.
55. Zu Kredit-Punkte-Systemen und Modularisierung
Интернет: http://www.hrk.de