Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что заболеваемость ВИЧ-инфекцией во всем мире и в России имеет тенденцию к росту. Более быстро растет число заболевших среди лиц молодого возраста. Становится все более очевидным, что наряду с социальными и медицинскими вопросами требуется изучение психологических закономерностей и особенностей личности людей, инфицированных ВИЧ. Одно из приоритетных направлений – изучение особенностей личности ВИЧ-инфицированных, ее социально-психологических характеристик.
При нынешних масштабах распространения ВИЧ-инфекции (а в будущем и СПИДа) проблемы особенностей протекания этих заболеваний перестают быть исключительной прерогативой медиков-лаборантов и врачей-клиницистов, биохимиков, и даже эпидемиологов и переходят в принципиально новую, социально-психологическую плоскость.
Во-первых, мы имеем дело с группой людей, объединенных общим признаком (заболеванием), в некотором смысле - с общностью людей, с микросоциумом. Взаимоотношения внутри этого социума и взаимоотношения этого социума с другими должны протекать, вероятнее всего, по известным науке законам. Пока мы не наблюдаем очевидных признаков этого развития. Вряд ли это означает существование каких-то других закономерностей; вероятнее всего, мы имеем дело с ростом социальной напряженности, последствия которой - неконтролируемое, спонтанное развитие событий, "социальный взрыв".
Во-вторых, ВИЧ-носительство или СПИД оказывают очевидное влияние на психику и изменяют психологию зараженных людей в силу того, что на сегодняшний день, являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; протекают труднопредсказуемо и в течение многих лет, почти всегда сопровождаются негативными зависимостями, воспринимаются практически любым обществом как негативное и отвергаемое явление.
В решении задачи профилактики ВИЧ-инфекции существенное место занимают нефармакологические методы, среди которых крайне важной является система консультирования, позволяющая сочетать профилактику заболевания с оказанием психологической поддержки людям, затронутым проблемами, связанными с ВИЧ. Качество жизни и психологическое благополучие ВИЧ-инфицированных, их осознанное поведение во многом зависит от того, насколько они ориентированы в многочисленных проблемах заболевания и от их отношения к нему. Прогнозируемое увеличение числа заболевших и расширение круга суицидологических проблем делают актуальным совершен¬ствование первичной и вторичной профилактики суицидального поведения у лиц, инфицированных ВИЧ.
Тема недостаточно разработана в научном плане, что обуславливает необходимость настоящего исследования.
Цель исследования: Выявление психических и психологических свойств личности, взаимосвязанных со статусом ВИЧ-инфицированного.
Гипотеза исследования: Автором дипломной работы было предположено, что лица, инфицированные ВИЧ, по сравнению со здоровыми обнаруживают снижение адаптивных способностей, а именно: повышение личностной и ситуативной тревожности, низкий самоконтроль, неуверенность в себе, высокая активность, снижение внимания, памяти.
Задачи исследования:
В соответствии с гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Обзор литературы по исследуемой проблеме;
2. Исследования психологического статуса нескольких ВИЧ-инфицированных с помощью психодиагностических методик;
3. Определение уровня адаптивных способностей ВИЧ-инфицированных;
Предмет исследования: адаптивные способности лиц, инфицированных ВИЧ.
Объект исследования: в исследовании принимали участие ВИЧ-инфицированные, посещающие психиатра в ВИЧ-центре Республики Татарстан. Объем выборки – 93 человека, мужчины и женщины (средний возраст – 23-25 лет), со стажем заболевания от 1,5 до 25 лет и контрольная группа – 70 человек, здоровые, средний возраст 20 лет.
Методологические основами исследования были принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов), субъектный деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования и обработки материала включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (анкетирование, тестирование), методы математической статистики: корреляционный анализ и статистическое сравнение средних показателей.
Основу эмпирического инструментария для проведения экспериментального исследования составили: 16-факторный тест Кеттелла, тест диагностики тревожности Спилбергера.
Теоретическая значимость исследования складывается из того, что теоретические выводы дипломной работы служат вкладом в раздел практической и медицинской психологии, в отечественной психологии этот вопрос исследован недостаточно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что специальное исследование психологических особенностей ВИЧ-инфицированных и их посттравматической адаптации позволяет конкретизировать представления об особенностях их психики и поведения, а, значит, и определить тот набор методических средств, с помощью которых осуществимо частичное решение возникающих в процессе развития болезни различных проблем.
Работа состоит из 63 листов машинописного текста, включая введение, 2 главы, заключение, 39 источников литературы, приложения.