Введение
Результативность государственного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. В современном менеджменте общепризнанным является положение, согласно которому самым ценным ресурсом любой организации являются люди. Профессионально подготовленные и соответствующим образом мотивированные, они составляют «человеческий капитал», который приносит высокую отдачу на вложенные в его развитие ресурсы. Эта концепция в полной мере применима в сфере государственного управления, где на персон, облеченных властью, возлагаются надежды всего общества на динамичное и устойчивое развитие, максимальное удовлетворение общественных нужд. При этом государ-ственные служащие связаны обязательствами морального долга и в своих действиях должны подчинять свой частный интерес соображениям общественного блага. Поэтому профессиональная деятельность в сфере государственного управления строго регулируется административным законодательством, в котором действуют строгие предписания, охраняющие интересы государства и гражданского общества от возможного произвола чиновников. Очевидно, что те широкие последствия, которые имеет государственное управление, свидетельствуют о первостепенном значении института государственной службы.
В статье 1 Федерального закона от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, а также полномочий лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.
Одним из направлений повышения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации является совершенствование системы оплаты труда (денежного содержания) государственных гражданских служащих. В средствах массовой информации, выступлениях политиков периодически поднимается тема о непомерно высоком денежном содержании государственных служащих по сравнению с оплатой труда большинства специалистов здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансируемого из бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Тем самым в обществе создается иллюзорное представление о постоянно опережающем росте оплаты труда в системе государственной гражданской службы.
Как показала практика, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих стал одним из главных сдерживающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. По мнению некоторых специалистов, неадекватное материальное стимулирование гражданских служащих, по сути, стало катализатором взяточничества и коррупционных проявлений в системе государственной службы. Подтверждением тому служат тенденции роста случаев взяточничества на государственной службе .
Поэтому реформа оплаты труда государственных гражданских служащих рассматривается в Концепции и Федеральной программе реформирования государственной службы в качестве одного из необходимых условий совершенствования работы государственного аппарата . В ходе реформы предполагалось существенно повысить оплату труда гражданских служащих с тем, чтобы сделать ее соотносимой с оплатой труда соответствующих категорий работников в негосударственном секторе экономики, ввести гибкую систему оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Наряду с этим другой важной проблемой является совершенствование структуры оплаты труда государственных гражданских служащих. Хотя эта задача и не ставилась в явном виде в Федеральной программе, тем не менее, ее решение напрямую связывалось с обеспечением открытости гражданской службы, как одного из приоритетов реформы.
Лидерами по уровню зарплат остаются не федеральные, а региональные чиновники. В первом полугодии 2007 года их средняя зарплата превысила 23 тысячи рублей. Меньше всего получают работники органов местного самоуправления: их зарплата составила 13,7 тысяч рублей.
Всего в России в 2007 году сотрудников федеральных ведомств было около 597 тысяч человек. Всех сотрудников госаппарата в стране около 1,56 миллиона, и это без учета почти двух миллионов военных и гражданских служащих Министерства обороны.
Цель работы – исследование аспектов мотивации служащих государственной гражданской службы.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы и законодательные основы мотивации в государственной гражданской службе;
• исследовать мотивацию государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы занятости населения по г.Москве;
• выработать предложения по совершенствованию мотивации государственных гражданских служащих.
Объект исследования - исследование политика мотивации государственных гражданских служащих на примере Управления Федеральной службы занятости населения по г.Москве.
Структурно работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Для исследования в работе использованы как законодательные источники – федеральные законы и законы субъекта Российской Федерации – города Москвы, документы учреждения по теме работы, литературные источники по теме дипломной работы , а также материалы периодической печати и публикации в сети Интернет.
3.2 Предложения по совершенствованию системы оплаты труда на основе зарубежного опыта
Повышение компетентности и профессионализма государственных гражданских служащих является одной из важных и актуальных задач при проведении реформы государственной службы.
Одним из направлений повышения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации является совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих.
Все вопросы оплаты труда государственных служащих решаются только на уровне Российской Федерации и субъектов российской Федерации. И реальное изменение системы оплаты труда на уровне конкретной организации не представляется возможным.
В средствах массовой информации, выступлениях политиков периодически поднимается тема о непомерно высоком денежном содержании государственных служащих по сравнению с оплатой труда большинства специалистов здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансируемого из бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Тем самым в обществе создается иллюзорное представление о постоянно опережающем росте оплаты труда в системе государственной гражданской службы.
В то же время данные, содержащиеся в официальных документах, литературных источниках и специальных исследованиях, свидетельствуют об обратном. Так, в 2000 году среднемесячная начисленная заработная плата (включая выплаты социального характера) работников органов государственной власти всех уровней составила 4,1 тысячу рублей (т.е. приблизительно 141 доллар) . В Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 гг.)" приводятся следующие данные. В негосударственном секторе экономики оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 – 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7-19 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 – 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 – 3 раза превышает оплату труда государственных гражданских служащих, замещающих соотносимые должности .
Список использованных источников
Законодательные источники
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» ( с изм. на 2.02.2006г)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 57-ФЗ «О системе государственной службы в российской Федерации»
3. Закона города Москвы « О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26.01.2005
4. Указ Президента Российской от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
5. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//СЗ РФ, 2002, № 47
6. Положение об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые Условия государственной службы, премий по результатам работы и оказания материальной помощи государственным служащим центрального аппарата и территориаль¬ных органов Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом от 20 мая 1999 г № 171 (с изменениями и дополнениями)
7. Регулирование оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации //аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 12 , 2007 г
8. Положение о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Главного управления Федеральной гражданской службы по Московской области.
Литературные источники
1. Бахрах Государственная служба России. Уч. Пособие. М:Проспект, 2007
2. Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин Управление персоналом., М.,«ЮНИТИ» , 2003
3. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Уч. Пособие. М:Проспект , 2007
4. Кобзаненко В.А. Государственное управление т.2, СПб, Гамма, 2004.
5. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда М: Альфа-Пресс, 2006
6. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др.) - СПС "Гарант", 2005
7. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. // Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2004
8. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Мысль, 2004
9. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность./ отв. Ред. Барабашев А.Г. и Кабышев С.В. М : Формула права, 2006
10. Степанова С.И. Политика в области оплаты труда по результатам.// Владивосток, ДГУ, 2005
11. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Периодическая печать
1. Барышев В.Н. История государственной службы. //Гражданин и право, 2002, №1.
2. Глазкова М.И. Оплата труда государственных служащих за рубежом. Что можно использовать.// Человек и труд, № 3, 2006
3. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 5.
4. Полднев К. Формирование и развитие карьеры // Служба кадров.- 2002.- № 4.
5. Оплата по эффективности труда в Германии// Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, 2004
6. Регулирование оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации //аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 12 , 2007 г
Интернет- источники
1. Горохова Н.В. Особенности современной государственной службы во Франции http://anthropology.ru/ru/texts/gorohova_nv/phillife2000_022.html
Документы управления
1. Данные кадровой службы УФГСЗН
2. Положение об управлении федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве
3. Положение об аттестации государственных служащих УФГСЗН по городу Москве» утв. 10.03.2005 г
4. Положение об оплате труда служащих УФГСЗН по городу Москве, утв. 01.03.2005 г
5. Положение о прохождении государственной гражданской службы в УФГСЗН по городу Москве, утв. 10.03.2005
6. Положение о поощрениях государственных служащих УФГСЗН по городу Москве, утв. 13.03.2004 г