Введение
Результативность государственного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. В современном менеджменте общепризнанным является положение, согласно которому самым ценным ресурсом любой организации являются люди. Профессионально подготовленные и соответствующим образом мотивированные, они составляют «человеческий капитал», который приносит высокую отдачу на вложенные в его развитие ресурсы. Эта концепция в полной мере применима в сфере государственного управления, где на персон, облеченных властью, возлагаются надежды всего общества на динамичное и устойчивое развитие, максимальное удовлетворение общественных нужд. При этом государ-ственные служащие связаны обязательствами морального долга и в своих действиях должны подчинять свой частный интерес соображениям общественного блага. Поэтому профессиональная деятельность в сфере государственного управления строго регулируется административным законодательством, в котором действуют строгие предписания, охраняющие интересы государства и гражданского общества от возможного произвола чиновников. Очевидно, что те широкие последствия, которые имеет государственное управление, свидетельствуют о первостепенном значении института государственной службы.
В статье 1 Федерального закона от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, а также полномочий лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.
Одним из направлений повышения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации является совершенствование системы оплаты труда (денежного содержания) государственных гражданских служащих. В средствах массовой информации, выступлениях политиков периодически поднимается тема о непомерно высоком денежном содержании государственных служащих по сравнению с оплатой труда большинства специалистов здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансируемого из бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Тем самым в обществе создается иллюзорное представление о постоянно опережающем росте оплаты труда в системе государственной гражданской службы.
В то же время данные, содержащиеся в официальных документах, литературных источниках и специальных исследованиях, свидетельствуют об обратном. Так, в 2000 году среднемесячная начисленная заработная плата (включая выплаты социального характера) работников органов государственной власти всех уровней составила 4,1 тысячу рублей (т.е. приблизительно 141 доллар) . В Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 гг.)" приводятся следующие данные. В негосударственном секторе экономики оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 – 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7-19 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 – 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 – 3 раза превышает оплату труда государственных гражданских служащих, замещающих соотносимые должности .
Как показала практика, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих стал одним из главных сдерживающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. По мнению некоторых специалистов, неадекватное материальное стимулирование гражданских служащих, по сути, стало катализатором взяточничества и коррупционных проявлений в системе государственной службы. Подтверждением тому служат тенденции роста случаев взяточничества на государственной службе .
Поэтому реформа оплаты труда государственных гражданских служащих рассматривается в Концепции и Федеральной программе реформирования государственной службы в качестве одного из необходимых условий совершенствования работы государственного аппарата . В ходе реформы предполагалось существенно повысить оплату труда гражданских служащих с тем, чтобы сделать ее соотносимой с оплатой труда соответствующих категорий работников в негосударственном секторе экономики, ввести гибкую систему оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Наряду с этим другой важной проблемой является совершенствование структуры оплаты труда государственных гражданских служащих. Хотя эта задача и не ставилась в явном виде в Федеральной программе, тем не менее, ее решение напрямую связывалось с обеспечением открытости гражданской службы, как одного из приоритетов реформы.
Среднемесячная зарплата чиновников в регионах России в 2006 году выросла на 28,6 процента по сравнению с 2005 годом и превысила 21 тысячу рублей. Об этом сообщает "РИА Новости" со ссылкой на Росстат. Стоит отметить, что в 2006 году средняя зарплата россиян составила 10,7 тысячи рублей. В декабре 2006 года Росстат сообщал, что средняя зарплата федеральных чиновников в России составляет 19,6 тысячи рублей.
Всего в России в 2006 году сотрудников федеральных ведомств было около 590 тысяч человек. Всех сотрудников госаппарата в стране около 1,46 миллиона, и это без учета почти двух миллионов военных и гражданских служащих Министерства обороны.
Цель работы – исследование аспектов государственной гражданской службы.
Объект исследования - исследование системы оплаты труда государственных гражданских служащих на примере Волгоградоблгостехнадзора администрации Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются теоретические основы и экономический механизм оплаты труда в государственной гражданской службе;
- исследуется организация оплаты труда государственных служащих ;
- рассматриваются особенности оплаты труда государственных гражданских служащих на примере Волгоградоблгостехнадзора.
Структурно работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Для исследования в работе использованы как законодательные источники – федеральные законы и законы субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, литературные источники по теме проекта , а также материалы периодической печати и публикации в сети Интернет.
Список использованных источников
1. Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации»// Российская газета № 104, 31.05.2003
2. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( с изм на 2.02.2006) // Российская газета № 162, 31.07.2004, 08.02.2006.
3. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//СЗ РФ, 2002, № 47
4. Указ Президента Российской от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
5. Закон Волгоградской области от 08.04.2006года №1045-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области»
6. Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005г. №110
7. Положение об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые Условия государственной службы, премий по результатам работы и оказания материальной помощи государственным служащим центрального аппарата и территориаль¬ных органов Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом от 20 мая 1999 г № 171 (с изменениями и дополнениями)
8. Барышев В.Н. История государственной службы. //Гражданин и право, 2002, №1.
9. Бахрах Государственная служба России. Уч. Пособие. М:Проспект, 2007
10. Вагина, Л. В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации :Учебное пособие /Л. В. Вагина - М. : РАГС,2006.
11. Глазкова М.И. Оплата труда государственных служащих за рубежом. Что можно использовать.// Человек и труд, № 3, 2006
12. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М.: 2005.
13. Горохова Н.В. Особенности современной государственной службы во Франции http://anthropology.ru/ru/texts/gorohova_nv/phillife2000_022.html
14. Государственная гражданская служба России в оценках экспертов и населения. Митрошенков О.А. Социс №8, 2006 г.
15. Гришина Е.Е., Статус и кадровый потенциал государственной гражданской службы. // Материалы 4-ой ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2006
16. Данные кадровой службы Волгоградоблгостехнадзора на 1.01.2008т
17. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Уч. Пособие. М:Проспект , 2007
18. Кобзаненко В.А. Государственное управление т.2, СПб, Гамма. 2004
19. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда М: Альфа-Пресс, 2006
20. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. – М.: Наука, 2004.
21. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. // Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2004.
22. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. – М.: РАГС, 2005
23. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.,Мысль, 2004
24. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004. –
25. Оплата по эффективности труда в Германии// Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, 2004 г
26. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы (А.Ф. Ноздрачев, "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2005 г., N 1, 2, январь, февраль, 2006 г.)
27. Положение о Волгоградоблгостехнадзоре администрации Волгоградской области от 31.12.2004 N 828/53
28. Положение об оплате труда служащих Волгоградоблгостехнадзора администрации Волгоградской области, утв. 01.03.2005 г
29. Положение о прохождении государственной службы в Волгоградоблгостехнадзоре администрации Волгоградской области., утв. 10.03.2005
30. Положение об аттестации государственных служащих Волгоградоблгостехнадзора» утв. 10.03.2005 г
31. Регулирование оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации //аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 12 , 2007 г
32. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность./ отв. Ред. Барабашев А.Г. и Кабышев С.В. М : Формула права, 2006
33. Размеры окладов, установленные государственным гражданским служащим области, противоречат законодательству//материалы сайта прокуратуры Волгоградской области http://www.volgoproc.ru/?nid=308
34. Реформирование государственной службы и потребности российского общества. Ирхин Ю.В.
Социально-гуманитарные знания №2, 2007 г.
35. Степанова С.И. Политика в области оплаты труда по результатам.// Владивосток, ДГУ, 2005
36. Страсти по окладам, или сколько стоит российский чиновник?. Шадрин В. Человек и труд №2, 2005 г.
37. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. Смольков В.Г. Социально-гуманитарные знания №5, 2006 г.
38. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики., М., Юнити-Дана, 2006 г
39. Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы, М., МПСИ, 2005